Наша недельная глава Ваешев начинается с того, что, как подчеркивает Раши, слово “ваешев” (“и сидел”) никогда не упоминается в Торе в положительной коннотации.
(Сравните: мы сидели в Египте – и попали в рабство, Яков сидел в земле своих отцов – и случилась продажа Йосефа, точно также это слово упоминается в разных случаях у пророков, всегда имея негативные последствия…)
Прошлая глава была “Ваишлах” (и послал), до этого – “Ваеце” (и вышел), везде активное действие – и нигде Раши не говорит, что это плохо; хотя и в прошлых главах было достаточно происшествий.
Но сейчас – Яаков хотел “сесть и вздохнуть с облегчением” – после всех своих испытаний, после Эсава, после Лавана… Тотчас же сказано: “ты захотел сидеть в спокойствии? Не положено! Вот тебе история с Йосефом…”
То есть, состояние “сидения” – для человека пагубное. Мы должны быть в движении – двигаться, расти…
Сидение – вредное для нас состояние, мы не должны “засиживаться” на одном месте.
Следующее, что вызывает интерес – описание родословной: “И вот порождения Яакова – Йосеф, семнадцати лет…”. Йосеф – предпоследний сын из двенадцати, почему вся родословная сосредотачивается на нем? Раши говорит нам, что между Яаковом и Йосефом существовало очень много параллелей (…). Яаков видел в Йосефе главное свое продолжение.
Мы видим очень проблематичную историю – братья завидовали Йосефу… Каждый из 12 колен был мудрецом, каждый был на невероятно высоком уровне – для нас они – совершенные праведники; но, тем не менее, Тора употребляет слово “завидовали” – завидовали тому, что отец его выделяет. Мы видим, что выделять одного из детей в семье – опасно и чрезвычайно разрушительно…
С другой стороны, о Йосефе сказано, что он доносил “дурную молву” о братьях отцу. Тора говорит “диба” – клевета. И, хотя Йосеф делал это с искренним желанием им помочь исправиться, – Тора указывает, что (на его уровне) он должен был увидеть их поступки в другом свете, толковать по-другому – и поэтому был наказан за свои речи, как за клевету.
Эта глава полна параллелей – мида кенегед мида – Всевышний воздает ровно тем же. Впоследствии, Йосеф попадает в тюрьму именно потому, что жена Потифера его оклеветала.
Следующее – сны Йосефа…
продолжение – в аудио