Наша недельная глава Ваеце настолько глубоко каббалистическая, что в некоторые вещи нам даже не стоит углубляться…
В двух словах, в главе рассказывается о том, как Яаков приходит к Лавану, о его женитьбе на сестрах Лее и Рахели, и жизни у Лавана… Завершается глава уходом Яакова, и тем, что Рахель крадет идолов своего отца перед уходом.
В начале главы написано “И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пришел в Харан”. Спрашивает Раши, почему добавляется, что Яаков вышел из города? Потому что уход праведника – влияет на все место.
Уход праведников влияет, праведники – защищают свое поколение. Когда праведник уходит из жизни, страдает все поколение. Поэтому всегда идет борьба за жизнь праведников, глав поколения, за каждую лишнюю минуту…
У главы Ваеце почти нет слоя пшат – прямого смысла.
Есть известное объяснение о камнях, которые Яаков положил себе под голову, и которые “спорили”, и Всевышний объединил их в один камень – по одному из комментариев, их было 12, как будущих колен Израиля. По другой версии, камней было три – и они символизируют трех праотцов еврейского народа. Еще более глубокое объяснение (от Бааль аТурим) говорит, что три – символ трех “опор” трона Всевышнего (кисе а-кавод), который был показан Яакову…
Лестница, стоящая на земле и упирающаяся в небо – по которой сначала поднимаются и только потом спускаются ангелы – сам порядок движения ангелов вызывает вопрос: почему сначала – движение снизу вверх? У Бааль аТурим есть много интересных объяснений на тему этой лестницы. Одно из них – гематрия слова “сулам” равняется 136. Такую же гематрию имеет слово “коль” – голос. И тогда эта лестница, по которой поднимается голос – это молитва, поднимающаяся снизу, от нас, вверх, к Творцу.
Другое объяснение также построено на гематрии – сулам имеет то же числовое значение, что и слово “бедность” – они, и “имущество”, мамон. И то, и другое не зависит от человека – как лестница о двух концах, по ней и поднимаются и спускаются.
И наконец, сулам в неполном написании, без вав, – гематрия слова “Синай”. “И вот лестница” – по гематрии равняется “бекэц”, в конце. В этом сне Яакову открываются все события, до конца времен…
В этом сне Всевышний называет себя Б-гом Ицхака – и это первое упоминание имени Б-га в сочетании с именем еще живого человека.
Дело в том, что Ицхак на склоне жизни ослеп, а слепой приравнен к мертвому (и поэтому также патур ми-мицвот), о нем сказано, что у него отсутствует йецер ара.
Мы можем выучить из этого, что у йецер ара есть “помощники” – глаза и руки. Глазами мы видим то, что желаем, а руками помогаем себе это достать. Когда нет глаз, сфера желаний и вожделений сводится на нет…