У нас опять сдвоенная глава – Ахарей мот-Кдошим. Но я хочу остановиться на одной из них – главе Ахарей мот.
Она названа так “тематически”, ахарей мот – значит “после смерти”, после смерти двух сыновей Аарона. Мы с вами уже говорили в прошлый раз, что то поколение, поколение пустыни, отличалось наличием причинно-следственных связей. Именно этого нам с вами сейчас так нехватает.
В период эстер паним человек, не дай Б-г, что-то нарушает – и жизнь продолжается. И это ощущение, что ничего не происходит, уводит людей от правды.
Где-то я слышала историю о двух людях, один из которых сказал другому: пойдем в Йом Кипур на могилу такого-то праведника, будем есть там свинину, и я тебе гарантирую, что ничего с нами не случится, как пришли, так и уйдем. И действительно, как пришли, так и уйдут… гром с неба не спустится, и огонь с неба не сожжет (надо еще быть достойным грома и огня с неба)… Свобода выбора остается, а причинно-следственные связи – скрыты от нас, и мы их практически не ощущаем.
Одна из вещей, описанных в нашей главе – служба в Храме в Йом Кипур. В то время еще была возможность увидеть, что раскаяние принято – когда ниточка над входом в Святилище белела…
Многие комментаторы, описывая смерть сыновей Аарона, говорят о таком важном аспекте иудаизма, как ахнаа – подчинение. Это, на самом деле, основополагающий аспект в иудаизме.
Человек может сказать: “я порядочный, веду себя так по отношению ко всем, потому что я считаю это правильным” – это пример мишпатим, которые мы могли бы сами для себя установить – более того, научиться разным положительным качествам у животных… Как говорит наша Традиция, расторопности – у муравья, скромности – у кошки, быстроте у оленя и т.д.
Если же мы люди, принявшие на себя оль малхут Шамаим – власть Всевышнего, то неотъемлемая часть нашего мировоззрения – что мы стремимся быть добрыми, отзывчивыми, порядочными не благодаря доводам своего разума. Есть колоссальная важность в том, что мы понимаем, – это то, что заповедовал нам Всевышний.
И даже, когда мы находимся в таких ситуациях, в которых ужасно тяжело сделать то, что правильно… и все наше естество восстает против этого… Например, иногда хочется так ответить, чтоб знал, и больше рта не открывал; или “поставить на вид”; или ответить тем же, или – не ответить тем же, но рассказать о том, что я тебе не отвечаю, в отличие от тебя… И во всех этих ситуациях, мы должны остановиться, потому что мы знаем, что есть воля Свыше, запретившая нам это.