В иудаизме мы да верим, что каждое действие человека имеет огромное влияние на мироздание. При этом мицвот – это буквально “система управления полетом”, то есть, непосредственно прямое, целенаправленное влияние на мироздание.
Можно посмотреть на это с двух точек, причем одна не исключает другую: человек может либо решать каждую проблему “по мере поступления”, либо – постараться повлиять на корень проблемы.
В отличие от всех остальных праздников, на Песах у нас есть целая Агада, которая конкретно, пошагово, объясняет что и как делать.
Как объясняет рав Пинкус, есть только один врач, который смотрит не только “на что жалуетесь”, а абсолютно все органы, с головы до пят. Это врач, который осматривает ребенка при рождении.
Есть особенные моменты в году; особенность Песаха в том – что это “день рождения человека”.
Лейль аСедер – это перерождение души. Это рождение человека заново.
То есть, если провести ночь Песаха правильно – можно выйти из нее совершенно другим человеком. Смысл того, что весь Седер крутится вокруг еды, связан с тем, что еда равняется жизни. Без еды организм не может существовать. То, что мы едим, влияет на нас, из этого строится наше тело… То есть, совершенно в прямом смысле, еда – это жизнь.
Как начинается Седер Песах? Вначале мы едим это, потом мы едим то… У нас есть большая мицва – съесть во время Седера мацу… И наконец, самая большая заповедь Песаха – не есть хамец! Все связано с едой!
Интересно, что обычно мы воспринимаем это с точностью до наоборот – про приземленного, бездуховного человека мы обычно говорим “что этому человеку в жизни интересно – духовность или еда?!”
И вот, приходит Песах, самый духовный момент в жизни человека, момент, когда мы можем полностью переродиться, выйти на новый духовный уровень – и все это построено вокруг еды!
Мы можем переродиться не только духовно, но и физически, на уровне тела!
Жизнь тела – это еда. То, что мы едим, как мы едим, что мы впускаем в себя… еда управляет мной, или я – моей едой… Каждый раз, когда перед едой мы говорим браху – мы связываемся со Всевышним посредством простого приземленного действия – поглощения пищи… каждый прием пищи – связь с Б-гом! Мое тело – результат моей духовной работы.
Рав Пинкус, зацаль, говорил, что в самой ночи Песаха присутствует энергия “выхода”, и чтобы “выйти” в правильном направлении – достаточно сделать Седер по порядку!
Седер Песах – сделанный просто “по Агаде”, без высоких каванот, каждый, кто сделал основные вещи – упомянул три понятия “Песах, Маца, Марор”, съел ке-заит мацы, выпил четыре бокала… Можно вытащить из себя – совершенно нового человека!
Можно не просто выйти из своих личных “египтов”, но и вообще – переродиться, выйти из физического, духовного – даже тело заново рождается! Но – куда это девается потом?
Итак, как во время родов – шаг за шагом в течение Седера – человек перерождается. Вопрос: куда это все девается после Седера?
Как вы помните, перед рождением с человека берут две клятвы (“будь праведным” и “даже если весь мир скажет тебе, что ты хороший – все равно не останавливайся”). В течение беременности, он учит всю Тору в животе у матери. И после этого – его ударяют по губам, и он все забывает. Вопрос – зачем? Зачем учить то, что потом забудешь? Ответ в том, что после того, как ты это учил, даже если забыл – это уже в тебе. И работа вспоминать – отличается от работы приобретать! То есть, это все уже есть в тебе, просто для того, чтобы это “активировать”, нужно совершить усилие.
На самом деле, если бы мы проснулись наутро – и обнаружили себя этаким “тестом” – лепи, как и что хочешь – никто бы с этим не справился!
Эта ночь меняет совершенно все. Человеку даются фантастические, огромные возможности. Все этапы Седера – ступеньки, дающие возможность изменить разные аспекты нашей личности, наших качеств, а Шульхан Орех – возможность изменения самого тела…
Можно представить себе, что все эти огромные миры, со всеми их возможностями, “присоединяются” к человеку на каждом этапе Седера… так, что к концу этой ночи он – сплошная бурлящая потенция. Но теперь ему необходимо перевести это из потенциала – в реальность.
Поэтому после Песаха – начинается Сфират аОмер.
Нам дается семь недель по семь дней на то, чтобы “разобраться” с полученным потенциалом, и использовать его. Крайний срок для этого изменения себя – Шавуот. И очень важно не упустить этот шанс!