Недавно прошло собрание по поводу интернета. Когда меня пригласили там выступить, я, честно говоря, не очень-то верил, что на него кто-нибудь придет.
Ну, может быть, десять праведников, у которых с интернетом никакой связи… на лекцию по борьбе с алкоголизмом алкоголики не приходят! С другой стороны, я не припоминаю, чтобы хотя бы один алкаш считал себя алкоголиком… Так что я пошел. И реальность превзошла все ожидания!
Особенно много было вопросов, до сих пор звонят… Поэтому я решил, что эту беседу стоит расширить, и ответить на все эти вопросы подробней. Но перед тем, как начать нашу беседу, хочу предупредить, что этот урок предназначен для наших русскоязычных бааль-тшува, для бней-тора, для тех, кому не безразличен их будущий мир…
Тема эта больная, как нарыв. И ее лучше вскрыть. Но давайте по порядку.
Интернет, как и все, созданное человеком, сам по себе – не добро и не зло. И только человек, наделенный свободой выбора, может использовать его или для добра, или для зла. Как молоток – можно им забить гвоздь. А если использовать его же, чтобы проломить череп соседу… это уже зло, такое “альтернативное” пользование. Все такого рода изобретения появляются в мире как большое испытание для человека – как он будет использовать его? По назначению? Или – альтернативно?
Изначально, интернет появился с чисто практическими целями – обеспечить возможность быстрого нахождения информации и т. д. – что, несомненно, приносит огромную пользу любому человеку в его профессиональной деятельности. Вне сомнения, это большое добро. Но, видимо, сам Сатан ждал этого изобретения… и он тут же подтолкнул деловых людей, “унюхавших” тут практический бездонный потенциал альтернативного пользования этого доступа к информации, для нас – для “пациентов”, а для себя – огромной финансовой выгоды. Таким образом, дурное начало глобально обыграло человека.
“Дурное начало” (йецер а-ра) – это та самая часть в человеке, специальность которого – оставлять человека “в дураках”.
Нужно ли вам напоминать, как работает дурное начало? Его стратегия и тактика расставления сетей происходит по всем правилам одурачивания: правило первое – йецер а-ра как лучший друг и советчик, или даже как духовный наставник, очень ярко рисует картину необходимости какого-то достижения, важного продвижения вперед. И тогда все будет лучше! С другой же стороны – нагоняет страх, а если этот шаг не предпринять, то тебя обгонят, и останешься в дураках – а кто же этого хочет? Правило второе – дурное начало никогда не открывает, куда оно ведет человека, что будет в конце – нет, это всегда только один шаг… всего один безобидный шажок… при этом покажет его сиюминутную пользу, но скроет будущее, замаскирует конечный злой замысел, так, что каждый шаг к обрыву – незаметен и невинен… Пока человек не обнаружит себя “по уши” в новой-старой привязанности, прилип, нет сил выбраться… Дурное начало – мастер соблазна!
Как это работает у нас, на практике? Скажем, наш брат, бааль тшува, сознательно оставивший светскую жизнь со всеми ее “удовольствиями”, окончательно, “завязал”… и вот, в один прекрасный день, он слышит голос: “Надо что-то менять”. Жизнь идет, ее не остановишь… а тут – бабушка!