Пятница перед постом – это эрев Тиша бе-Ав. В этом году Тиша бе-Ав у нас передвигается из-за Шаббата с субботы на воскресенье, поэтому некоторые законы отличаются.
Лихвод Шаббат – в честь Шаббата – можно даже мыться, и даже в горячей воде, и даже полностью – но желательно в первой половине дня. И также постричь ногти перед Шаббатом, если они сильно отросли.
Можно поменять постельное белье для гостей, для себя это не делают.
В сам Шаббат, изучение Торы и чтение псалмов – разрешены только до первой половины дня (примерно 13:20). Все, что “не напоказ” – как, например, учеба – после полудня уже ведем себя как в Тиша бе-Ав, поэтому учим траурные вещи, такие как алахот 9 Ава или мегилат Эйха. Точно также, в этот Шаббат запрещена супружеская близость.
Ограничений в еде нет. Но стоит начать третью трапезу пораньше, и закончить обязательно до шкии. И если закончить ее заранее, с запасом, тогда еще можно поесть и попить до начала поста.
При выходе звезд, нужно сказать “Барух а-мавдиль бейн кодеш ле холь,…бейн шаббат ле-шешет йемей а-маасе”, и зажечь свечу и сказать “Борей меорей а-эш” (те, кто идет в синагогу, обычно зажигают свечу там).
Что запрещено в сам пост? Мыться, и даже утром в Тиша бе-Ав помыть руки – только до границы пальцев, и влажными руками протереть лицо и глаза.
Кроме этого, в пять запретов входят смазывать кожу кремом, ношение кожаной обуви и супружеская близость.
Вечером – сидим на низком, около 34 сантиметров. Также принято не спать на обычной кровати, то есть, если обычно мы спим на двух подушках, то оставляем одну, а если на одной – то спят без подушки. И обычай с утра в пост не убирать квартиру и не “наводить порядок”.
Когда человек в трауре, он не здоровается и с ним не здороваются. В этот день мы не просим прощения, но мы находимся в трауре. Одновременно с этим, Тиша бе-Ав – это день праздника! (каким он и станет в будущем), и поэтому мы не говорим в этот день ни Таханун, ни Авину малкейну и другие траурные молитвы.
В утренней молитве принято сокращать текст, и все, что возможно, переносить на дневную молитву, Минха.
Также есть обычай не говорить благословение “Давший мне все необходимое” из утренних благословений, поскольку это благословение связано с ношением обуви, которую мы не надеваем в Тиша бе-Ав.