Есть великое достоинство, которое называется единство народа Израиля.
В главе Везот аБраха в Симхат Тору мы будем читать об этом, как сказано: “И будет царь в народе Израиля, когда соберутся главы народа, вместе – колена Израиля”. И объясняет Раши, что, когда наш народ объединяется – это причина того, что с нами находится Царь (Всевышний), причина присутствия Шхины среди нас.
Есть особенный день в году, когда наш народ объединяется – это Йом Кипур. В самом начале этого дня, перед Коль Нидрей, выносятся два свитка Торы, и провозглашается, что “разрешено молиться вместе с преступниками”. По большому счету, Йом Кипур – великий день объединения нашего народа.
Но есть продолжение этого объединения, которое происходит в Суккот.
В Суккот мы берем четыре вида растений. Как объясняет мидраш, в том, какие растения выбраны, скрыт намек на наш народ:
Среди них есть этрог, плод, у которого хороший вкус и приятный запах, и он символизирует людей, которые изучают Тору и делают много добрых дел.
И есть еще три части нашего народа… Адас, который имеет приятный запах, но не имеет плодов, лулав, у которого есть плоды – финики, но нет запаха, и арава, у которой нет ни того, ни другого…
Им соответствуют остальные три части нашего народа – те, у кого есть Тора, но нет подобающего количества добрых дел, те, у кого есть только добрые дела, и те, у кого, подобно араве (иве), нет ни того, ни другого.
И в Суккот, когда мы возносим арба миним, мы объединяем все четыре вида. Но важно понимать, как мы их объединяем.
Тот, кто подобен этрогу – праведник и мудрец, не сможет, не станет “дружить” с тем, кто, подобно араве, не имеет ни Торы, ни добрых дел… Поэтому и этрог при объединении всех растений не привязывается к остальным трем видам, но при этом он – вместе с ними.
Что это означает? Истинные мудрецы и праведники Израиля всегда думают, заботятся и молятся обо всем нашем народе. И в этом проявляется их единение.
Суккот – это время единения нашего народа.
Еще один аспект связан с суккой. Сказано в Гмаре, в трактате Сукка – “Имя Всевышнего осеняет сукку”. Это закон, из-за этого мы не можем пользоваться схахом (покрытием сукки) для каких-либо других нужд… В этом заложена очень глубокая идея. В Биркат а-мазоне в праздник мы добавляем слова “арахаман, у яким лану эс сукас Довид анофелес” – Милосердный, Он восстановит нам падающую сукку Давида. Под “суккой Давида” имеется в виду Храм.
Храм называется “сукка”. То есть, мы просим у Всевышнего удостоиться присутствия Шхины. А оно, в свою очередь, требует объединения еврейского народа – как мы упомянули в самом начале, “ваийе биЙишурун мелех” – И будет царь в народе Израиля – будет присутствовать в народе Всевышний, когда все евреи объединяются.
И это “объединение” не означает, как я уже говорил, что мудрец Торы и праведник будет “за панибрата” с каким-то человеком, очень далеким от этого уровня, но от нас требуется забота и молитва обо всех. И также требуется, чтобы весь народ Израиля по-настоящему уважал и чтил и мудрецов Торы, и праведников, даже если он далек от них по уровню, и в этом проявляется единство нашего народа.
Когда есть единство нашего народа, в нем присутствует Шхина. Шхина присутствует, когда есть радость, и Шхина называется причиной радости.
Сказано про мужа и жену, что “если удостоились, Шхина присутствует в их доме” – и это Присутствие добавляет настоящей радости в наших домах.
Сегодня у нас нет возможности построить Храм, но построить Храм в наших домах – мы да можем, и обязаны!
Когда в Суккот мы просим Всевышнего о восстановлении Храма – есть Храм, который мы можем построить сами!
Мы можем сделать наши дома домами Торы, домами мира и любви между супругами… Когда еврейский дом ведется как положено по закону, когда в нем есть скромность, исполнение законов взаимоотношений между людьми, законов личной жизни – тогда этот дом наполняет Шхина, и он наполняется радостью.
Желаю вам, и всему нашему народу, чтобы Всевышний услышал нашу молитву – арахаман у яким лану эс сукас Довид анофелес – и мы удостоились строительства Храма уже в этом году, а пока он еще не построен, – чтобы Шхина присутствовала в наших домах, в местах, где мы изучаем Тору, как сказано “человек, изучающий Тору – Шхина с ним”…
Всего хорошего!