Вся правда о Дне катастрофы, Дне независимости, становлении государства и других датах месяца Ияр.
Каждое время имеет свою суть. И месяц Ияр (само слово Ияр – это вавилонско-халдейское (персидское) название) – у него нет объяснения на уровне пшат…
А на уровне ремез Ияр имеет 3 объяснения:
Если взять написание алеф-йуд-рейш, то тогда это аббревиатура слов “ани аШем рофъэха” (“Я, а-Шем, твой лекарь”). И тогда, говорит Каббала, это время, хорошее для исцеления.
Если мы пишем алеф-йуд-йуд-рейш, то месяц Ияр становится временем нашей связи с праотцами и с эрец Исраэль. Тогда это аббревиатура Авраам-Ицхак-Яаков-Рахель. Почему четвертая Рахель? На заслугах наших праотцов держалось существование Первого Храма, но, когда евреи совершали три страшных греха, это аннулировало заслуги праотцов. Но на заслуге Рахель – построен Второй Храм, и именно ей обещал Всевышний грядущее прощение и избавление, в заслугу ее невероятного самопожертвования.
Почему существует трудность во взаимопонимании между родителями и детьми? У каждого времени есть свое “сумасшествие”, и одно поколение не понимает другое – потому что у них “сумасшествие” уже другое… Поэтому мы не можем себе даже представить, какая сильная тяга к идолопоклонству существовала во времена Первого Храма.
Во времена же Второго Храма, построенного “на заслуге” праматери Рахели, которая готова была пожертвовать всем, лишь бы не опозорить сестру, евреи не совершали этих трех страшных грехов. Но когда они погрязли в беспричинной ненависти – это разрушило основу заслуги Рахель, и привело к разрушению Храма.
Таким образом, Авраам, Ицхак, Яаков и Рахель – это вся наша сила, когда речь идет о заслуге, чтобы владеть землей Израиля.
И поэтому, если вы посмотрите, и Шестидневная Война, и Война за Независимость – происходили именно в Ияре. Мы можем увидеть, что все войны, где нам удавалось победить, захватить территории – восходят духовными корнями к этой заслуге праотцов и Рахели… А другие войны – мы не только не захватывали, но и теряли.
Тот же корень – и в событиях Сфират а-Омер, смерть 24 тысяч учеников раби Акивы, согласно Традиции, имела причину в недостаточном уважении друг к другу, опять нехватка тех же качеств, которые лежат в основе влияния этого месяца…
Если говорить о современных датах, то первая из них – это День катастрофы и героизма. Существует большой спор, как относиться к этому дню религиозным евреям.
Почему? Вообще со всеми этими датами у нас есть алахические проблемы. Даже не касаясь сути этих дат, рассмотрим сначала, в чем проблема с точки зрения алахи (еврейского закона)?
Первая трудность – после примерно 500 года до нашей эры, т. е. после окончания составления Гмары (Вавилонского Талмуда) – у нас нет ни одного источника, который был бы обязателен для всех евреев. И после этого момента, у нас нет права установить – ни пост, ни праздник – как закон, обязывающий весь еврейский народ. К примеру, все постановления Рамбама, несмотря на все его величие, не обязывают всех евреев следовать его решениям…
Единственное, что мы да можем и должны сделать – если с нами лично или с нашей семьей (общиной) случилось какое-то чудо – или наоборот, какое-то страшное событие – то мы можем и должны установить память об этом, однако только для себя и своей семьи (общины), но не для всего народа. Поэтому даже страшные погромы времен Богдана Хмельницкого – вызвали посты, но только в ашкеназских общинах, а у евреев Марокко были свои даты – которые соблюдали только они…
Вторая алахическая проблема – что День катастрофы и героизма выпадает в месяце Нисан, когда нам запрещено быть в трауре, а День независимости, наоборот, – в месяце Ияр, когда нам запрещено радоваться (в это время существуют некоторые законы траура, как это объясняется в статье Сфират аОмер). Если бы только эти даты были выбраны наоборот, эта алахическая проблема была бы снята!