«И услышал Итро» (Шмот, 18:1).
«Что такого он услышал, что заставило его прийти? – Он услышал о том, что расступилось Красное море, и о войне с Амалеком» (Комментарий Раши).
Из того, что Итро вообще покинул свою семью и оставил отцовский дом, в котором жил, наши мудрецы заключили, что он наверняка услышал нечто такое, чего не услышали окружающие. Поэтому они и задают вопрос «Что такого он услышал, что заставило его прийти?». Ответ заключается в том, что Итро услышал то же самое, что и все – о том, как расступилось Красное море, и о войне с Амалеком. Ведь сказано: «Услышали народы – взволновались…». Разница лишь в том, что они услышали и остались на месте – при своих заблуждениях и грехах, он же услышал – и пришел.
Рав Элияу Лопиан в книге «Лев Элияу» объясняет причину того, что они не пришли – дело в том, что грешники находятся во власти своего сердца. Они все слышат и все понимают и, несмотря на это, их сердце, погруженное в собственные вожделения, не ощущает ничего. О Итро же сказали наши мудрецы (Мехильта, Итро,1), что «не пропустил ни одного идола в мире, каждому из них служил», а затем пришел к Торе.
Очевидно, что всю жизнь он изо всех сил старался найти истину
Он пробовал служить одному идолу, осознавал его тщетность, бросал и переходил к другому, к третьему… И, поскольку он искал истину, Всевышний помог ему ее найти.
Народы же, следовавшие влечениям сердца, вовсе не искали правды, и утонули в мире лжи. Как же найти им истину? Тому, кто влеком злыми побуждениями своего сердца, не поможет ничто услышанное: «Услышали народы – взволновались».
В продолжение той же темы заметим, что рав Элиягу Лопиан высказывал удивление, что именно война с Амалеком послужила для Итро причиной укрыться под крыльями Шхины – принять еврейство. Это можно понять, говорил он, вспомнив о нескольких «прославленных» атеистах, живших в Лондоне. Услышав об ужасах, творимых Гитлером и его пособниками (да сотрется имя их), они заявили, что теперь видят, что без веры в Б-га человек может стать гораздо хуже хищного зверя. Это побудило их вернуться к вере.
Это имели в виду и мудрецы, говоря, что Итро услышал о том, как расступилось Красное море, и о войне с Амалеком. Он услышал и то и другое вместе. Услышал о рассечении моря со всеми чудесами, о которых услышал весь мир. И еще услышал, что пришел Амалек, чтобы воевать с Израилем, хотя и Амалек, несомненно, слышал и знал о рассечении Красного моря!
Из этого и понял Итро, что может случиться с тем, кто не желает слышать и не желает принять Тору.