«Давайте перехитрим его…» (Шмот, 1:10)
«Сказал рабби Хия, сказал рабби Симон: “Трое были советниками: Бильам, Ийов и Итро. Бильам, который дал (злодейский) совет, был убит; Ийов, который промолчал, был наказан страданиями; Итро бежал – и удостоились сыны его сидеть в Лишкат а-газит (в Санедрине)”» (Шмот Раба, 1, 15)
Очевидно, казалось бы, что Бильам, давший фараону совет расправиться с евреями, заслуживает большего наказания, чем Ийов, который смолчал. Почему же Бильам был просто убит, а Ийов – наказан ужасными страданиями, которые не под силу вынести человеку?
Говорит рав Хаим Шмулевич, что такая постановка вопроса происходит от непонимания ценности жизни. О словах стиха «Что жаловаться человеку живому…» (Эйха, 3:39) говорит Раши: «Что жаловаться человеку и роптать о происходящем с ним, ведь Я сделал ему благо, дав жизнь» (Кидушин, 80). Слова Раши можно понять, если представить себе человека, который выиграл главный приз в лотерее. И в тот момент, когда он узнал о выигрыше, у него разбился стеклянный стакан. Разве может он ощутить печаль такого ущерба в минуту такой большой радости? Несомненно, что счастье, неожиданно выпавшее на его долю, затмит чувства от крохотного страдания. Подобно этому, всякому человеку подобает испытывать счастье, осознавая милосердие Всевышнего, дающего ему жизнь. Его радость и счастье должны быть столь велики, чтобы он не ощущал страдания и горя, несмотря ни на что.
Так сказал и царь Давид: «Страданиями испытывал меня Б-г, но на смерть не отдал меня» (Теилим)
Хотя и ниспослал мне Б-г великие испытания, все же «на смерть не отдал меня». Поэтому и страдания не печалят меня. Выходит, что тот, кто жалуется на постигающие его страдания – «человек, пребывающий в великолепии, но неразумный, подобен животным погибающим…» (Теилим, 49). «Человек, пребывающий в великолепии» – удостоившийся самой большой чести, самого дорогого, «но неразумный, подобен животным…». Жизнь для того, кто живет, как животное, не имеет никакой ценности. И все это потому, что он не может осознать счастье жизни, которого удостоился. Более того, человек, неспособный осознать ценность своей жизни, рискует и вовсе утратить ее.
Так говорит Мидраш: «Когда сказал Яаков, отец наш, фараону: “немногочисленны и дурны были дни лет жизни моей…”, сказал ему Всевышний, благословен Он: “Я спас тебя от Эсава и Лавана, вернул тебе Дину и Йосефа, а ты говоришь о том, что жизнь твоя недолга и недобра? Клянусь тебе, что на количество лет по числу слов от [И сказал фараон Яакову]: “Сколько дней лет жизни твоей?” и до “во дни обитания их” укоротится жизнь твоя и не достигнет лет Ицхака, отца твоего. В этих стихах 33 слова и на это количество лет сократилась его жизнь». Мудрецы говорят здесь, что, хотя у Яакова, казалось бы, была причина жаловаться на многочисленные несчастья, постигавшие его всю жизнь, тем не менее он был строго наказан за это.
Следует задуматься еще и о том, что в число этих тридцати трех слов включены и слова фараона, задавшего вопрос. Почему Яаков был наказан и за них? Авторы Тосафот говорят, что фараон задал свой вопрос потому, что Яаков показался ему очень старым, его голова и борода побелели. Ответил ему Яаков, что он еще не так стар, годы его немногочисленны, но из-за множества несчастий состарился раньше срока. Так объясняет эти слова и Рамбан.
Если так, то становится ясно, почему слова фараона вошли в число слов, за которые он был наказан. Ведь если бы Яаков не печалился так о своих бедах, он не выглядел бы стариком, и фараон не задал бы ему такого вопроса.
Теперь можно понять и то, что наказание Бильама несравнимо тяжелее того, что постигло Ийова. Ийов, при всех своих страшных несчастьях и страданиях, остался жив. Он удостоился самого большого счастья – жизни. «Что жаловаться человеку живому…» Страшнее было наказание Бильама, лишившегося великого сокровища – жизни.