Восьмого Тевета греческий царь Талмай заставил перевести Тору на греческий язык. Девятого Тевета умер Эзра а-софер. Сказано также у пророка Йехезкеля: «Сын человеческий, запиши себе имя этого дня, самый день этот; приблизился царь Вавилона к Иерусалиму в тот самый день» (37:2).
Десятого Тевета началась осада Иерусалима, и спустя два года осады, Девятого Ава, Иерусалим пал, а Храм был сожжен Навухаднецаром.
Есть правило: если пост выпадает на субботу, то его также переносят на йом ришон (воскресенье). В наших источниках есть просчитанные таблицы всех дат, из которых нам известно, что Десятое Тевета никогда не выпадает на субботу. Но раби Давид Абудархам (выдающийся мудрец Торы, живший в Испании) пишет, что если бы случилось так, что Десятое Тевета выпал на субботу, то нам бы пришлось поститься. Почему?
Утверждает Рабейну Бахье в главе Ваехи, что нигде в стихах Торы мы не находим, что братья просят прощения у Йосефа.
Ведь, когда Яаков умирает, то братья, опасаясь того, что теперь Йосеф станет сводить с ними счеты, просят его не делать этого. Говорится в мидраше, что они послали Билу, которая растила Йосефа после смерти Рахели, со словами якобы от имени Яакова: «Так скажите Йосефу: прости же преступление братьев твоих и их грех, ибо зло причинили тебе! И ныне прости же преступление рабов Б-га отца твоего!» Что видно из этого? Что это сам Яаков ходатайствует за сыновей, но нигде мы не встретим их личной просьбы о прощении. Яаков не говорил этого, а братья сами не просили прощения.
Говорит Рабейну Бахье, что и Йосеф, соответственно, нигде не говорит, что он прощает их, ведь его об этом не просили! Он только отвечает: «Вот, вы замышляли против меня зло, но Б-г решил его к добру, чтобы сделать то, что ныне есть: чтобы сохранить жизнь многочисленному народу» (Берейшит, 50:20).
Из-за чего мы постимся Десятого Тевета?
В этот день началась осада Первого Храма, закончившаяся его разрушением. Но ведь был отстроен Второй Храм! Осада Второго Храма началась двадцать второго Нисана, а разрушение произошло Девятого Ава.
Говорится в книге «Драшот бен Ишай», что Десятого Тевета братья бросили Йосефа в яму, и это стало корнем многих бед народа Израиля.
Говорит Хатам Софер, что в праздник Песах Всевышний восседает на Небесном Троне и судит весь мир – у кого какой будет урожай. В праздник Шавуот Всевышний судит о плодах деревьев.
Десятого Тевета Всевышний также восседает на Небесном Троне и решает, будет ли отстроен Третий Храм в этом году или нет.
Поэтому говорит раби Давид Абудархам, что если бы этот пост выпал на субботу, то мы бы вынуждены были поститься.
Дай Б-г, чтобы мы удостоились вскоре, в наши дни, прихода Машиаха, и восстановления Храма, и полного избавления! И тогда все траурные посты обратятся в великие праздники!