-
Сколько весит душа?
Исследователь доктор Дункан МакДугалл из американского города Хэверхилл (Массачусетс) провел ряд интересных экспериментов по изучению изменения веса тела в момент смерти. Он исходил из предположения, что душа человека имеет вес, и в момент смерти, когда душа покидает тело, вес его должен уменьшиться. Людей клали на сверхточные кровать-весы незадолго до смерти. Всего он провел 6 опытов над пациентами, больными туберкулезом (потому что они абсолютно неподвижны и не совершают никаких мускульных движений, способных повлиять на показания весов). Зарегистрированная потеря веса составляла от 21 до 45 грамм.
Для проверки эксперимента он провел контрольные опыты над собаками. В случае с четвероногими разницы в весе до и после смерти не наблюдалось. Это дало повод доктору МакДугалл утверждать, что у людей есть души, и они имеют разный вес.
2. Почему вдруг вспомнилась такая тема?
Не то, чтобы я сомневалась в наличие у человека души, а американский доктор меня убедил. Дело совсем не в этом. Просто иногда, когда вынужденно останавливаешься посреди дня покормить ребенка, а еще явственнее – когда сидишь и занимаешься этим ночью, обращаешь внимание на такие вещи, о которых раньше не задумывалась.
Например, замечаешь, что ребенок расслабленно повисает на руках, его дыхание выравнивается – и ты понимаешь, что он заснул. Малыш тяжелеет – руки резко начинают уставать, но нужно еще посидеть «для верности». И тогда приходят на ум разные вещи, связанные со сном, с человеческой душой.
Например, что сон – одна шестидесятая смерти (Брахот 57б), а сновидения – 1/60 часть пророчества.
И Рамхаль пишет об этом, разбирая в книге «Дерех Ашем» (глава 6), законы омовения рук. Он пишет: «Когда человек спит, верхние части души уходят от него на время, и это похоже немного на смерть. И тогда темная сторона получает больше места, поскольку света души стало меньше. И это тот «злой дух», который имеет власть над человеком во сне, и от которого нужно омывать руки (Шаббат 109). А то, что он присутствует на руках (и поэтому делают омовение рук), а не в другом месте, объясняется тем, что только тут Высшая мудрость позволила ему быть – только в пределах рук, и не дальше».
И поэтому человек должен перед сном вспомнить все свои поступки, так же, как произносят видуй, оканчивая земной путь.
Зоар говорит, что, когда наступает ночь и все окружающие погружаются в сон, человек находится как бы в окружении пробуждающихся темных сил смерти, поскольку сон – 1/60 смерти. И поэтому же человек должен перед сном принять на себя ярмо царства Небес и вручить свою душу «на хранение» Шхине, как написано «в Твою руку вложу дух мой». И поскольку Шхина – надежная хранительница, то все души утром возвращаются каждая в свое тело и не путают. (Зоар «Корах», «Ваэтханан»)
Зоар («Ваешев») пишет, что сны наводит ангел Гавриэль. Он ответственный за сны.
Но в каждый сон примешивается ложь, потому что, спускаясь, сны проходят через нечистые оболочки. Поэтому очень важно разрешать сны к добру (то есть если другой человек обратился к вам, чтобы вы растолковали ему сон, то всегда нужно объяснять сны к добру). Когда человек ложится спать, Всевышний (с помощью ангела Гавриэля) открывает ему будущее, обычно связанное с тем, о чем человек думает («сон в руку»). Как правило, это происходит ближе к концу ночи, когда «силы тела» уже не властвуют над ним (то есть когда испарения от переваривания пищи перестают подниматься в мозг).
И хотя «сны ложь повествуют» (Захария 10:2), все же, если сон тревожит человека, принято обращаться к своему доброжелателю, чтобы он растолковал сон к добру, и он бы, если ему суждено сбыться, сбылся бы по-хорошему. В трактате Брахот (55б) написано, что Шмуэль (один из первых амораим) говорил фразу из Захарии о плохих снах, а о хороших говорил: «Во сне Я буду говорить с ним» (Бемидбар 12:6).
И все же совет наших мудрецов – не придавать снам большого значения.
И еще один нюанс: иногда, когда нам снится плохой сон, а потом мы пробуждаемся и говорим: «уф, слава Б-гу, это только сон» – это хороший знак с Небес, чтобы показать нам, что наша жизнь не так уж и плоха. И наоборот, иногда, когда человеку снится, допустим, что он миллионер на Карибах, а он просыпается «простым дворником» и чувствует от этого большое разочарование – этот сон – искупающее грех страдание, то есть небольшое наказание. В Талмуде написано, что сон хорош для больного, даже сон со сновидениями.