Основы веры – в десяти казнях и в “Шма”

основы веры

Для чего поразил Всевышний Египет десятью казнями, сопровождавшимися знамениями и чудесами?

Ведь для того, чтобы сломить упрямство фараона, было бы достаточно и одного удара. Ответом на этот известный вопрос может послужить сказанное в стихе (9:15): «Ибо сейчас протяну Я руку Свою и поражу тебя и народ твой мором, и исчезнешь с земли. Но лишь ради этого сохранил Я тебя, чтобы показать тебе силу Свою, и чтобы рассказали об Имени Моем по всей земле».

Автор книги «Комец а-Минха» рав Цадок а-Коэн из Люблина говорит, что Всевышний сохранил фараона, чтобы показать ему Свою силу в ответ на сказанное фараоном (5:2): «Кто Г-сподь, чтобы послушался я голоса Его и отпустил Израиль. Не знаю я Г-спода…». Десять казней были предназначены для того, чтобы дать фараону понять, кто такой Г-сподь и показать ему силу Его. За один раз это сделать невозможно. Этому можно научиться только постепенно.

Наши мудрецы говорят, что десять казней делятся на три группы:
1. кровь, лягушки, вши;
2. нашествие диких зверей, мор, язвы;
3. град, саранча, тьма, казнь первенцев.

Перед первой казнью из каждой группы Моше-рабейну предупреждал фараона особенным образом. В первый раз (о крови) сказано (7:17): «Так сказал Г-сподь: из этого узнаешь ты, что Я – Г-сподь». В предупреждении о нашествии диких зверей сказано (8:12): «ибо Я, Г-сподь в среде земли». О граде сказано (9:14): «чтобы узнал ты, что нет подобного Мне на всей земле». Разница между словами этих стихов соответствует все большему постижению Творца. То, что в первом из них высказывается как общее утверждение, приобретает все большую глубину во втором и третьем стихах.

Эти три стиха вместе содержат точное определение нашей веры, подобное тому, которое дает стих «Шма»: «Слушай, Израиль, Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь – один».

Первая истина, которую должен осознать фараон – «из этого узнаешь ты, что Я – Г-сподь». Имя Всевышнего говорит о Его существовании. Ничто из того, что существует в этом мире, не вечно. Продолжительность жизни всех созданий ограничена. Только Творец – как явствует из Имени Его – был, есть и будет. «Слушай, Израиль…» – выражение существования Всевышнего.

Фараон, однако, нуждался в доказательствах. Фараон, сказавший о себе (Йехезкель, 29:3): «Мне <принадлежит> Нил, и я (сам) возвеличил себя», фараон, служивший божеством для своего народа, должен был ощутить на себе существование Всевышнего. Поэтому Моше провозгласил перед ним: «Так сказал Г-сподь: из этого узнаешь ты, что Я – Г-сподь!»

Собственно вера в существование Б-га вовсе не обязательно влияет на поступки человека.

Она может оставаться только важной частью мировоззрения. К ней следует добавить еще и веру в то, что «Г-сподь – Б-г наш», в то, что существует связь между Всевышним и человеком на земле, определяющая поведение человека. Только осознание этого способно вести человека прямым путем. «Знай, что над тобой: глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои записываются в книгу» (Авот, 2:1).

Есть люди, которые верят в существование Б-га, но при этом не желают обременять свою совесть и не склонны полагать, что Царь царей, восседающий на небесах, знает обо всем происходящем на земле во всех деталях. По их мнению, чести Царя не пристало такое знание, подобно тому, как не входит в сферу интересов человека то, что происходит среди мух, муравьев и другой живности, обитающей у него во дворе. Ему не важно, убивают ли они друг друга, ссорятся или мирятся.

Осознание непомерного расстояния между величием Творца и ничтожностью человека может быть полезно только для того, чтобы привести человека к истинной скромности.

Как говорится, «человек, создан из праха», «подобен глине разбитой…», «Когда увижу я небеса Твои, дела перстов Твоих, Луну и звезды, которые утвердил Ты. Что человек, о ком упомянешь Ты, сын Адамов, которого вспомнишь» (Теилим, 8:4).

Однако сказал рабби Йоханан (Мегила, 31): «Везде, где встречаешь ты величие Всевышнего, встречаешь ты и скромность Его». Об этом говорим мы, когда произносим «Шма»: «Г-сподь – Б-г наш». Об этом сказал Моше фараону перед первой казнью из второй «тройки»: «Чтобы знал ты, что Я – Г-сподь в среде земли».

Теперь Моше оставалось научить Фараона еще одной истине. Перед первой казнью из третьей группы Моше произнес: «Чтобы узнал ты, что нет подобного Мне на всей земле». То есть, нет ограничений силам Всевышнего.

Произнося «Шма, Исраэль», мы провозглашаем, кроме существования Творца, и Его провидения, еще и то, что Б-г один, единственный и единый.

Эта истина заключена в третьем обращении Моше к фараону: «Чтобы узнал ты, что нет подобного Мне на всей земле».

Трем истинам должен был научиться фараон. «Из этого узнаешь ты, что Я – Г-сподь» – существование Б-га, «Ибо Я – Г-сподь в среде земли» – провидение, надзор над каждым человеком в отдельности, «нет подобного Мне на всей земле» – Творец всемогущ и волей Своей изменяет естественный ход событий.

Перевод – рав М. Гафт