Четыре стороны света соответствуют четырехбуквенному имени Всевышнего, четырем видам растений, которыми мы трясем в Суккот, четырем цветам — черному, белому, красному и цвету морской волны (зелено-сине-желтому).
Это соответствует также четырем сторонам стана, т.е. тому, как евреи стояли в пустыне, четырем стихиям мира (огню, воде, воздуху и земле), трем праотцам — Аврааму, Ицхаку, Яакову и царю Давиду (начало и конец зарождения еврейского народа, потенциал и его воплощение), а также четырем грехам — идолопоклонству, кровосмешению, кровопролитию и злоязычию, о которых также говорится в пророчестве.
Анализируя значение четверок, мы упомянули четыре стороны света.
Б-г создал этот мир четырехсторонним, и единство мира невозможно в отсутствие одной из его сторон. Мы утверждаем это каждый день, завершая чтение «Шма» перед сном: «Во имя Г-спода, Б-га Израиля: справа от меня — Михаэль, а слева — Гавриэль, передо мной — Уриэль, а позади меня — Рефаэль, и над головою моей Шхина Б-га (Б-жественное присутствие)».
Считается, что названные ангелы стоят перед престолом Всевышнего и охраняют четыре стороны света.
Если вспомнить, что мы, евреи, стоим лицом не к Северу, а к Востоку, то станет понятно, что Михаэль — ангел Юга, Гавриэль — ангел севера, Уриэль — ангел Востока и Рефаэль — ангел запада.
Три из четырех сторон света имеют явные параллели с определенными млекопитающими.
Восток — это лев, юг — человек, запад — бык. Север — понятие переменчивое, неоднозначное. Если мы говорим о престоле Всевышнего, то север символизируется орлом. Если же речь идет о коленах Израиля, север символизируется змеем. Орел — главная птица среди пернатых, змея — главная из пресмыкающихся. В отличие от остальных трех сторон света, символизирующихся млекопитающими живородящими, север символизируется рептилией.
(Бывают и среди пресмыкающихся живородящие, но это исключение; главное — рептилии ниже по своему уровню, чем весь остальной животный мир).
И тут мы сталкиваемся с понятием четырех царей.
Лев — царь диких животных; ему ничего не нужно делать, чтобы утвердиться на царском престоле, – он просто лежит и все его боятся. Лев олицетворяет Восток. Это та сторона, откуда солнечный свет и тепло прорываются первыми. Но с Востока также дует и вредоносный ветер (суховей). Его пагубному влиянию противостоит колено Йеуды, поддерживаемое Иссахаром и Звулуном. Они защищают расположенный с восточной стороны вход в Мишкан.
Бык — царь домашних животных. Это запад. Сила невероятная, страшная, животная! Разъяренный бык способен убить льва. (Вспомните быков, участвующих в корриде). Однако, в отличие от льва, живущего в дикой природе, быка, со всей его силой, полностью обуздали. С запада Мишкан защищен коленами Биньямина, Эфраима и Менаше.
Юг — это человек, творение, стоящее надо всей природой.
Юг — жаркий, красного цвета. Южные люди считаются теплыми (самыми контактными, отзывчивыми), но в них нередко бушуют страсти. И потому Юг — также символ греха. Где грех, там стыд. Красный цвет символизирует, в том числе, стыд.
Юг подталкивает к исправлению, Тшуве. Южная сторона еврейского стана в пустыне — это колено Реувена, поддерживаемое Шимоном и Гадом. Реувен — символ Тшувы.
Север — та сторона, до которой никогда не доходит солнце, темная, недостроенная. У каждого есть свой север, мы говорили об этом неоднократно.
Но Север считается также и самой важной стороной. Всевышний, сотворив нас, ждет, чтобы каждый из нас исправлял в себе свой “север” — достраивал недостроенное, работал со своими личностными качествами. Все, что мы должны в себе исправить, символизируется севером…
Все это достаточно сложные вещи. Их детальное объяснение требует подробного изучения и погружения в книгу Зоар и другие источники. В нашу задачу это не входит, а потому вернемся к рассмотрению книги Захарьи.
продолжение следует