Четвертая глава первой книги Шмуэля рассказывает, как пророчество начинает сбываться. События разворачиваются на фоне войны с филистимлянами. В битве уничтожено 4000 евреев. Перед народом встает вопрос: как выжить? как победить?
И, к сожалению, евреи сходят с правильного пути: их отношение к Б-гу становится все более прагматичным.
Они уподобляются идолопоклонникам. Те ведь относятся к своим идолам, как к обслуживающему персоналу. Евреи начинают думать, что служат Вс-вышнему не ради Него Самого, не для того, чтобы исполнять Его желание, а для своей собственной пользы.
Это в корне неверный подход – манипуляторский. И, как правило, манипуляторы плохо заканчивают.
Чтобы проиллюстрировать сказанное, достаточно вспомнить Бильама, крупнейшего в мире ученого, пророка, считавшего, что ему позволено использовать дар пророчества и знания себе на благо.
Кстати, именно Бильам подсказал фараону, что лучший способ избавиться от евреев – утопить еврейских младенцев. Конечно, могли возникнуть сомнения, опасение, что Б-г воздаст мерой за меру, но Бильам был спокоен: второго Потопа не будет, Вс-вышний обещал не насылать большие вóды на Землю. Однако Бильам не учел, что Б-гу этого не понадобится – египтяне сами ринутся в море и погибнут в его пучинах.
Так случилось теперь и с евреями. Они решили взять Ковчег Завета на войну, считая, что Всевышний не допустит его пленения. Зато можно будет прикрыться им и, таким образом, найти спасение. Это, конечно, была манипуляция, закончившаяся бедой. Ковчег захватили филистимляне. А приставленные к нему священники, сыновья Эли, были филистимлянами убиты. Пророчество Эльканы сбылось. Пророчество Шмуэля закрепилось.
…Итак, у евреев возникает идея спасения при помощи Ковчега Завета, за Ковчегом в Шило посылают людей.
А теперь представьте себе театр военных действий. Ковчег вносят в стан ополченцев-евреев и это вызывает реакцию, которую иным словом, чем шок, не назовешь. Причем в шоке оказываются и евреи, и филистимляне. Нечто, что олицетворяет собой Проявление Силы Творца в этом мире, оказывается в центре сражения!!!!!!!
Прервем ненадолго повествование о ходе военных действий и попробуем найти ответ на принципиально важный вопрос: правильно ли брать на войну Ковчег Завета?
Тут есть два мнения. Согласно одному из них, это было категорически запрещено. Правомочность запрета подтвердила трагедия, не заставившая себя ждать: всего один раз Ковчег был доставлен на поле битвы и закончилось это его пленением!
Согласно этому мнению, существовал только один Ковчег Завета, сделанный Бецалелем во время создания утвари для Мишкана (Переносного Храма в Пустыне).
Этот Ковчег был исполнен из дорогого прочного дерева акации, внутри и снаружи покрыт золотом и накрывался золотой крышкой с двумя, обращенными друг к другу Крувами. И крышка, и Крувы были выкованы из единого куска золота. В этом Ковчеге хранились две пары скрижалей — целые (вторые) и сломанные (первые, разбитые Моше в тот момент, когда он, спускаясь с горы Синай, увидел народ, ликующий и пирующий, празднующий создание золотого тельца).
Однако, есть и второе мнение, которое утверждает, что были, на самом деле, два Ковчега.
Первый — деревянный, без золотого покрытия. В книге Дварим (10:1). Моше говорит буквально следующее: «В то время сказал мне Б-г: «Вытеши себе две каменные скрижали, как первые, и поднимись ко мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег». Этот ковчег Моше действительно сделал перед тем, как подняться за вторыми скрижалями. Ведь нужно было куда-то их положить, когда он спустится с горы Синай.
Второй ковчег делал уже Бецалель, когда подготавливали все для Мишкана. Как только ковчег с золотым покрытием был готов, в него положили целые скрижали. В ковчеге Моше стали хранить сломанные. Ковчег с целыми скрижалями никогда не покидал Святая Святых. А ковчег со сломанными можно было брать на войну.
Но то, что евреи взяли на поле битвы, согласно и первому и второму мнению, было Ковчегом Бецалеля, который запрещалось трогать с места.
Такого еще никогда не бывало!
Разведчики филистимлян работали очень споро. Вскоре они донесли своим командирам о том, что происходит в стане евреев, те тоже испытывают шок.
Тотальный шок сменяется ликованием в стане евреев и паникой в стане филистимлян…