(рассказ о событиях, описанных в книге Шмуэля, с традиционными комментариями)
Филистимляне зовут группу жрецов и чародеев, чтобы “ученый совет” решил, что делать дальше.
Чародеи в древние времена — это ученые мужи, сведущие во многих вопросах мироздания и хорошо разбирающиеся в законах природы.
Они должны понять, что происходит, и дать заключение по наболевшей проблеме: естественна или противоестественна эпидемия геморроя, — причина в Ковчеге или нет??? А вдруг эпидемия носит естественный характер?! И этот, захваченный в бою Ковчег, к ней отношения не имеет! Тогда зачем его отдавать?! Понятно же, что эпидемия, как все естественное, когда-нибудь пройдет.
А что жрецы? Какую роль должны сыграть они? Жрецы — это советники, без права давать какие бы то ни было советы.
И уж тем более, четкие рекомендации. Но подвести итоги в изысканиях чародеев, доступным языком представить выводы и различные мнения, они должны. И, если чародеи заключат, что в эпидемии действительно виноват Ковчег, тогда жрецы должны сказать, как правильно его убрать отсюда, каким наилучшим способом возвратить евреям. Ведь чтобы прекратить эту напасть (свести заболеваемость на нет и обеспечить выздоровление тех, кто уже болен), наверное, придется как-нибудь задобрить эту силу? Но как?
В начале обсуждения жрецы придерживаются протокола. Они, вполне солидно, предупреждают: если будет принято решение, что эпидемия имеет неестественный характер и что Ковчег рекомендовано вернуть, то следует учесть, что возвращать его пустым нельзя — ни в коем случае! Только с подарками! Поскольку, возвращая без подарков, вы остановите распространение болезни, не более. И лишь послав подарки, вы обеспечите выздоровление больных.
Совещание продолжается. В какой-то момент жрецы теряют самообладание и, нарушая протокол, вдруг принимаются увещевать: зачем вам этот Ковчег Завета? Вам мало горя? Зачем уподобляться фараону! Вы что, не помните, как фараон упрямился, когда не отпускал евреев? И как над ним Всевышний издевался, не помните? И чем все кончилось? А тем, что отпустил в конце концов, но перед этим претерпел ужасных десять казней!
Так уберите же его, и прекратится зло! Отправьте Ковчег евреям, сопроводив подарками!
Правители согласны. Какой подарок нужно дать? Жрецы считают: пять техорим из золота, то есть, пять золотых геморроев, и пять мышей из золота – по числу князей плиштимских (Шмуэль I, глава 6, посук 4), – поскольку казнь была для всех одинаковой.
При чем тут мыши? Есть две версии. Первая – Палестина была богатой державой, обладала развитыми технологиями, славилась своим искусством и архитектурой. Дома там были из мрамора, в домах туалеты. Но когда Ковчег взяли в плен, мыши стали прогрызать мрамор, и стоило филистимлянину пойти в туалет, как мыши принимались кусать его в мягкое место… Возможно, именно укусы мышей и вызывали геморрой.
Вторая версия: помимо наказания геморроем, филистимляне понесли еще одно. Засилье мышей оставило страну без урожая, поскольку мыши все поедали на корню.
И все-таки филистимлянам ужасно трудно отказаться от Ковчега.
Они достаточно мудры и делают две вещи. Первая: выказывают предельную почтительность к Ковчегу, надеясь, что это убережет от новых порций гнева Всевышнего. Вторая вещь: они хотят на опыте проверить, действительно ли причина всех их бед в том, что Ковчег в плену. В новую повозку (она ведь новая — знак уважения!) они впрягают двух коров, не ведавших ярма, ничем не изнуренных. Во-первых, это также знак уважения, а во-вторых — проверка. Корова, которую впрягли в ярмо впервые, к такому не привыкла. Она не будет рада, скорей всего, вообще не станет двигаться, начнет сопротивляться, и не захочет тянуть повозку. Более того! Коровы, которых назначили тащить повозку с Ковчегом, взяты из стойла, где они только что благополучно отелились. Нормальная корова в подобном положении уж если и пойдет куда-нибудь, то только при теленке. Без своего новорожденного ребенка ее и на аркане не утащить.
Итак, впрягли в повозку тех, кто двигаться не должен. Уложили ящик, в него подарки из золота, Ковчег. Коровами не стали править, послали их, неведомо куда. Обычно, коровы не ходят прямо, они петляют, останавливаются, жуют траву… Решили: если пойдут не останавливаясь, прямо, значит, все от Всевышнего, а если начнут петлять, а то и вовсе встанут, значит, причина бед естественная, и нужно оставить все как есть, и просто ждать, пока иссякнут эпидемия и мор. Когда-нибудь заканчивается все.
Но вот, коровы двинулись. Пять филистимлян, пять князей, пошли вслед за повозкой, выполняя роль наблюдателей.
Их задача — внимательно смотреть, как и куда идут коровы, тащат ли свой груз. Филистимлянские князья не знают, что вовсе не коровы несут Ковчег, все происходит наоборот: Ковчег ведет и направляет коров. (Ковчег не носят, – он сам несет себя и тех, кто его сопровождает!)
По преданию, коровы не просто шли прямо в сторону Израиля, но еще и пели. Пели не только коровы, но и рожденные ими телята, оставшиеся в домашних стойлах. Есть мнение, что они пели ту самую песню, которую пели евреи, перешедшие море Суф (так считает Рабби Меир).
Другое мнение (Рабби Йоханана) отражено в одном из псалмов Давида (96, 1): «Пойте Г-споду новую песню! Пой Г-споду, вся земля!». Рабби Эльазар считает, что песня коров вошла в 105-й псалом Давида. Мудрецы говорят, что в 97-й псалом. Есть мнение, что это были три разных псалма царя Давида. А есть мнение, что это была особая песнь, в которой воспевался Ковчег из акации, покрытой золотом, Ковчег, накрытый золотой крышкой с двумя крувами, между которыми Шхина Б-га (на иврите это звучит очень красиво).
Сказал Рабби Шмуэль, сын Нахмани: «Сколько мучился сын Амрама (имеется в виду Моше), пока научил левитов так петь! А коровы сами запели!»
Так коровы пели и шли, и дошли до камня, лежащего в поле Йеѓошуа из Бейт Шемеша. (Этот камень символизировал жертвенник). Тут коровы остановились, дальше не двинулись. К ним подошли левиты, сняли Ковчег Завета и ящик с дарами — пятью золотыми техорим и пятью золотыми мышами. Повозку порубили на дрова, развели огонь и принесли коров в жертву Б-гу. После чего пять князей филистимлянских, увидав все своими глазами, отправились домой.