Продолжим объяснение пяти условий возвращения пищи на огонь. Перечислим их еще раз для удобства. Для того чтобы вернуть еду на огонь, нужно:
1. чтобы она была полностью готова;
2. чтобы снимающий с огня имел в виду в момент снятия, что он собирается ее вернуть;
3. чтобы он не отпускал руки от кастрюли;
4. чтобы не ставил ее на землю или на пол;
5. чтобы огонь был присыпан или прикрыт.
Очевидно, что первое условие является ничем иным, как элементарным соблюдением запрета варить в Шаббат, так как все то время, что еда полностью не готова, снимая ее, мы прерываем процесс варки, а возвращая – возобновляем его.
Мы уже писали в наших статьях о запрете варки – запрещено доваривать еду в Шаббат, по мнению Шулхан Арух и «Мишна Брура» это запрет из Торы (318, 4, и там «Биур Алаха» – объяснение закона, составленное Хафец Хаимом).
Так же как и первое условие, однозначным и обязательным является и пятое условие: огонь должен быть прикрытым, иначе действие выглядит как варка. Кроме того, снятая кастрюля немного поостыла и возвращающий может захотеть поворошить угли. Мнения Рашбо и Рабейну Тама для нас являются определяющими в данном вопросе – смотрите нашу предыдущую статью («Мишна Брура», параграф 253, пункт 1, примечание 37, источники «Мишна Брура» пункт 37).
Три остальных условия объединяет общая мысль: мудрецы запретили вернуть кастрюлю на огонь, если ее нахождение на огне было прервано, но разрешили, если возвращение является продолжением оставления на огне с пятницы. То есть, если мы сняли и не собирались вернуть или поставили на землю, или даже на стол, но убрали руку от кастрюли, нельзя говорить о продолжении процесса варки. Это уже новый процесс – поставить на огонь в Шаббат, а это мудрецы запретили, так как это выглядит как варка (или, по мнению Рабейну Тама, если разрешить вернуть после даже небольшого перерыва, то, возможно, будут поворошены угли).
Итак, условия №1 и №5 обязательные и безоговорочные.
По поводу условия №4 «Мишна Брура» сомневался. Вывод, к которому пришел Хафец Хаим, проясняют авторы «Орхот Шаббат»: нельзя вернуть с земли, даже если кастрюля все еще в руке и собирался вернуть, когда снимал.
Про условия №2 и №3 можно сказать, что если одно из них забыто, а два других – соблюдены, то можно вернуть на огонь, даже если не подумал вернуть или даже если отпустил руку. Такое облегчение в ситуации постфактум связано с тем, что «Мишна Брура» приводит разные мнения ришоним, объясняющие отрывок из Талмуда, обсуждавший условия возвращения. Изначально мы выполняем все мнения, но постфактум – можно облегчить.
Почему мы говоримо том, что кастрюля ставится на землю? Причем здесь земля? Имеется в виду не современная кухня с разделочными столами (столешница-шаеш), а земля рядом с плитой «кира». И в те времена поставить на землю означало четкое проявление желания окончательно снять пищу с огня. А в наше время – где такое место, про которое можно было бы сказать, что если кастрюля стоит там, ее точно сняли с огня? Изначально авторы «Орхот Шаббат» (2,42) написали, что разделочный стол на кухне – это наш вариант земли. Но постфактум они согласились, что он не является однозначным местом для снятых кастрюлей, и поэтому можно вернуть с такого стола на огонь при выполнении всех прочих условий.
Более того, если не ставить кастрюлю на стол полностью, а только частично, то это разрешено. Это актуально, когда нужно налить суп ребенку вечером в Шаббат, а потом вернуть кастрюлю на огонь. Если женщина одна дома, без мужа и взрослых детей, ушедших в синагогу, как ей налить суп ребенку? Изначально нужно держать рукой и не ставить никуда, даже на стол. Но это же невозможно! Вы приготовили тарелку и половник и поставили кастрюлю с супом частью дна на стол, а частью – висящей в воздухе, и держите одной рукой, а второй – зачерпываете суп и наливаете в тарелку, а потом протираете крышку (если капли на ней остыли) и возвращаете кастрюлю. И все это вы сделали одна, без помощников! Но легче это сделать вдвоем: один – держит, а другой – наливает, а потом первый возвращает.
Итак, практические выводы:
Изначально все условия должны быть соблюдены. Лучший способ – это снимать вдвоем: один держит, а другой наливает.
Если поставили кастрюлю на землю, то на блех нельзя вернуть, а на плату – можно («Орхот Шаббат», примечание 72 от имени рава Ойербаха).
Изначально нельзя ставить на разделочный стол или остров (разделочный стол в центре кухни, а не у стены), но постфактум можно возвращать с него.
Изначально можно ставить на разделочный стол или остров частично. Рав Шломо Залман Ойербах, рав Йосеф-Шалом Эльяшив и рав Нисим Карелиц считали, что разделочный стол не подобен земле.
Рав Эльяшив и его сторонники считали, что можно возвращать, если поставили на шаеш, а рав Шмуэль Вознер и рав Шмуэль Оербах считают необходимым устрожить и не ставить на шаеш, поскольку на шаеш ставят кастрюли после снятия. Но по мнению автора статьи даже рав Вознер согласится, что таким образом, при частичной опоре, четко видно, что пятничное оставление на огне не прервалось.
Стул – можно вернуть с него. Он не является местом для снятых кастрюлей («Орхот Шаббат» 2,46).
По мнению Хазон Иша, если сняли кастрюлю и поставили на стул, и не имели в виду вернуть, но потом передумали и посчитали нужным вернуть – это тоже разрешено сделать. И хотя по мнению Хазон Иша плата и блех не являются прикрытым огнем (смотрите нашу статью), возможно, что эти мысли Хазон Иша не связаны одна с другой.