«Скорее же. Помоги мне!» — одиннадцатилетняя Хана умоляла сестру: «Помоги мне найти мой сэндвич, я помню, как мама сказала вчера, что положила его в холодильник, но я не могу его найти, а мой автобус вот-вот уедет!». Однако и у Михаль, старшей сестры Ханы, ничего не вышло, хоть она и старалась найти пропавший сэндвич – в холодильнике творился настоящий беспорядок, и вообще ничего нельзя было найти. Будучи старшей в доме, Михаль сделала все, что могла: отодвинула контейнеры с кунжутом, шоколадной крошкой и кетчупом, вытащила банку соевого соуса и пачку супового порошка; при этом немного просыпала зерна кукурузы и опрокинула открытую банку томатной пасты – сэндвич так и не нашелся, а время поджимало. В такой ситуации единственным решением стало кинуть в рюкзак Ханы пачку рисовых крекеров, найденных в шкафу над раковиной, так что Хана смогла все же выбежать из дома и успеть вскочить в школьный автобус в последнюю минуту. Бедная Хана! Весь день ей придется грызть сухие крекеры, вместо того чтобы наслаждаться свежим, вкусным и питательным обедом, который мама приготовила с такой любовью.
После обеда вернулась с работы мама и была крайне расстроена рассказом об утреннем происшествии. Мысли о том, что хорошо бы навести порядок в холодильнике, появлялись в ее голове уже несколько недель подряд, однако каждый раз, когда она решительно открывала дверцу холодильника, чтобы все там хорошенько почистить, что-то более важное случалось на другом конце квартиры, и она давала себе слово не забыть как следует почистить и помыть холодильник – в следующий раз. А сейчас к мыслям о том, что она плохая хозяйка, добавилась вина за то, что она недостаточно позаботилась о своих детях. «Ну почему я так и не смогла найти время, чтобы все там организовать? Бедная Хана, почему она должна страдать от моей неорганизованности?»
Дорогие хозяйки, давайте признаемся себе, что наши холодильники – далеко не единственное место, которое, скорее всего, находится в беспорядке.
Это может быть все что угодно, а некоторые из нас так и продолжают ходить с ужасным беспорядком в собственных сердцах.
Снова и снова мы прокручиваем внутренний диалог: «Ой, я так и не пришла поздравить миссис Коэн со свадьбой дочери, хотя она лично вручила мне приглашение. Конечно, она обиделась, и мне следовало бы позвонить, а лучше зайти и извиниться. Я все еще не позвонила ей… Ой, вот же она, идет по другой стороне улицы, как неудобно, я лучше зайду за остановку, пока она меня не увидела… Глупо, конечно, но у меня просто не хватает решимости позвонить и извиниться. И вообще, у меня столько дел сегодня, скорее всего я постараюсь заняться этим завтра». Однако жизнь показывает, что за таким «завтра» наступает новое завтра, и так эта ситуация тянется, а обида как будто сглаживается временем…
Сказано в Мишлей: «Тот, кто старается скрыть грехи, не преуспеет, а тот, кто признает и исправляет свой грех, обретет милосердие».
Попытки скрыться не могут принести успех, но если мы признаем свои ошибки и сделаем все возможное, чтобы «начать с чистого листа», Всевышний также будет милостив к нам.
Например, Гити, которая никак не могла восстановить испорченные отношения со своей сестрой. И Гити, и ее сестра считали, что у другой стороны было множество шансов извиниться, но ни одна из них не нашла в себе силы действительно сделать это. Однако Гити начала учить две ежедневные алахи шмират а-лашон, и постепенно дошла до понимания того, как опасна сложившаяся ситуация вражды между сестрами. Она немедленно решила извиниться, и невозможно описать прекрасное чувство, которое появилось у нее в тот же момент – как будто гора скатилась с сердца. Гити сама уже не понимала, что заставляло ее ждать так долго момента для извинений – ведь это только усиливало их с сестрой страдания!
Другой пример – Ципи, которая обидела свою учительницу, будучи юной девушкой. С тех пор прошли годы, но она так и не нашла в себе мужества извиниться. Она размышляла так: «Учительница, должно быть, давным-давно обо всем забыла. А даже если не забыла, то уж точно успела простить за столько лет. Если я подойду к ней сейчас со своими извинениями, то только лишний раз побеспокою и зря отниму время». Отговорки никогда не кончались, но в какой-то момент Ципи пришло в голову, что как раз такие оправдания – излюбленное оружие йецер а-ра, и она решила посоветоваться с равом. Рав сказал, что, несмотря на то, что на момент нанесения обиды ей еще не было 12 лет, то есть она формально не несла полной ответственности за свои поступки, все же будет очень хорошо, если она попросит у учительницы прощения.
Ципи набралась решимости позвонить своей бывшей учительнице, и ее ответ поразил Ципи до глубины души! Выяснилось, что учительница никогда не забывала о неприятном инциденте, но при этом она сразу же согласилась простить Ципи и даже добавила, что она крайне воодушевлена ее целеустремленностью! Обе они завершили разговор с легким сердцем. Даже без совета рава Ципи поняла, что это было единственным правильным решением – потому что она чувствовала себя настолько счастливой, как будто выиграла в лотерею миллион долларов!
Давайте откроем дверцу своей души и посмотрим, не ходим ли мы с таким вот беспорядком в сердце.
Возможно – и скорее всего – весь тяжелый труд по «расчистке» душевного беспорядка сведется к одному лишь телефонному звонку, написанию письма или разговору по душам за чашечкой кофе. В одном из напутствий к выпускному классу рав Ганс сказал, что самыми тяжелыми на свете словами являются «Я сожалею» и «Я прошу прощения».
Месяц Элуль – самое подходящее время, чтобы навести порядок в наших «холодильниках».
У каждого есть что-то, что требует времени и внимания. Давайте же очистим наши сердца, попросим прощения у тех, кого мы обидели, и сами, в свою очередь, простим другим и перестанем носить груз ненужных обид. Всевышний простит нас – мера за меру – и, с Б-жьей помощью, мы все удостоимся года Полного Избавления!