В последнюю секунду я успела на 8-часовой автобус. Села и позволила себе наконец-то глубоко вдохнуть. И даже выдохнуть.
Лея, моя хорошая знакомая, обернулась ко мне с соседнего сиденья:
– Привет, Эстер! Ты чего такая взъерошенная?
– Чего я взъерошенная… а ты разве нет? У тебя утро не проходит в дикой спешке? Это просто невыносимо!
– Ох! Слава Б-гу! Всего лишь это! Посмотри, как ты выглядишь… я уж испугалась. Что ж такого случилось этим утром?
– Да каждое утро я еле выживаю. Но то, что сегодня стало последней каплей… это был верблюд!
Лея непонимающе взглянула на меня.
– Где-то в половине восьмого я услышала, как мой шестилетний сын перешептывается с сестрой. Ну, ты его знаешь. У него всегда бывают оригинальные идеи. Так что я прислушалась, и ты не поверишь, что я услышала: «Бедная, бедная мама! Она как верблюд, на котором едут, и погоняют его, и у него нет времени ни поесть, ни попить! Ни капли!» Что скажешь?
Из окна автобуса уже было видно здание, в котором работает моя подруга. Она встала, повесив сумку на плечо, и улыбнулась мне:
– Да уж, твоя компашка – это что-то! Ну ничего, чем больше страданий, тем больше награда!
И вышла.
Вдруг я услышала за спиной шепот:
– Сюда бы нашу учительницу Шейнер! Она бы из этой беседы целую лекцию сочинила!
– Зачем Шейнер? – ответила собеседница, забыв понизить голос, – можно и мою маму! Она всегда говорит, что она каждое утро – как раби Хия, а эта говорит – что она, как верблюд!
– Тише, не говори вслух! – возмутилась первая, – а почему, как раби Хия? Ой, наша остановка!
И подружки тоже выбежали из автобуса.
А я, совершенно расстроенная, осталась сидеть на своем месте, напрягая голову в попытке понять: при чем тут, действительно, раби Хия? Может, я и вправду, как раби Хия, только не знаю этого?
Где-то к обеду я вспомнила историю из Талмуда о великих деяниях раби Хии. В Гемаре говорится, что раби Хия ловил оленей, снимал с них шкуру, обрабатывал ее, писал на ней текст Пятикнижия и учил по нему Тору с еврейскими детьми. Раби Хия был тана, величайший мудрец Торы. Мы и представить себе не можем, на каком духовном уровне он находился!
Некоторое представление нам может дать тот факт, что все танаим умели оживлять мертвых. Несмотря на это, он занимался презренными на первый взгляд работами охотника и скорняка. Но для чего он это делал? Чтобы подготовить еврейских детей для учебы Торы! И если эта подготовка делается с должным намерением – из нежных ростков расцветают великолепные цветы – великие мудрецы Торы.
В тот момент, когда я вспомнила эту историю, я поняла, что я проигрываю. Ведь каждое утро я занимаюсь подготовкой своих детей для учебы Торы. День за днем я помогаю им прийти физически и душевно готовыми в учебные заведения. Как же я позволяю себе упустить главное во всем этом? Почему я делаю это скорей-скорей, не уделяя должного внимания, в напряжении, а иногда и в полном расстройстве?
Что может быть лучше, чем встать спозаранку, приготовить детям вкусную и полезную еду в школу, положить в ранец записку с добрым словом от мамы, и знать, что я снабдила мои дорогие подарки Свыше хорошим стимулом и энергией учиться?
Да, это, разумеется, будет не так уж легко, но, как говорится, чем больше усилий, тем больше награда…
Доброго утра всем нам!
Перевод – Л. Шухман