Все евреи ответственны друг за друга
«…Когда кто-нибудь из вас захочет принести жертву Б-гу, из крупного или мелкого скота приносите жертву вашу» (Ваикра, 1:2).
Обратите внимание на то, что стих начинается в единственном числе, а заканчивается во множественном. Рав Моше Штернбух говорит об этом, что, как известно, совершая грех, еврей вредит не только себе, но и всему народу.
Мидраш о нашей недельной главе говорит: «Рассеянные овцы – Израиль. Почему уподоблен Израиль овце? Как овца, если ударится головой или другим местом, все части тела ощущают боль, так и Израиль: когда грешит один из них, все ощущают это. Раби Шимон бар Йохай рассказывал притчу о людях, плывших на корабле. Взял один из них сверло и стал сверлить днище. Сказал им: “Что вам до того? Разве не под собой я сверлю?” Сказали ему: “Ведь вода затопит наш корабль!”» («Ваикра Раба», 4:7).
Выходит, что если грешник удостоится того, чтобы принести жертву – исправить то, что совершил, весь народ вместе с ним заслуживает искупления. Грех, с причиненным им вредом, покидает весь народ.
Поэтому стих и начинается в единственном числе, говоря о грешнике, совершившем раскаяние и приносящем жертву. Однако, когда жертва принесена, она служит искуплением всей общине, все очищаются от греха. На это и указывает множественное число.
Когда еврей, не дай Б-г, грешит, он приносит зло всем. Он не может ответить тем, кто предостерегает его от греха: «Что вам до того?» Все евреи – в одном корабле. Море может, не дай Б-г, поглотить и грешника, и тех, кто не грешил.
Честь бедняка
«А если из птицы всесожжение – жертва его… и разорвет ее [коэн] с перьями ее… и воскурит ее коэн на жертвеннике…» (Ваикра, 1:14-17).
«Но ведь нет человека, который бы вынес запах сжигаемых перьев. Почему же Писание повелевает принести (и воскурить вместе с перьями)? Чтобы жертвенник насытился и украсился жертвоприношением бедняка (который не в состоянии принести жертву из скота)» (Раши).
Рав Йерухам а-Леви объясняет это так. В природе человека наслаждаться, пребывая среди богачей, опрятно и чисто одетых, аккуратных и почтенных. Совсем не так чувствует себя человек, находящийся среди бедняков в рваной, потрепанной и зачастую грязной одежде, источающей, к тому же, не слишком приятные запахи.
Не таковы, однако, пути Всевышнего, которыми нам надлежит следовать. Слова Раши учат нас тому, что следует быть близким именно к бедному, выказывая ему приязнь и почет, стремясь помочь. Тем более, нельзя проявлять к нему и тени пренебрежения и брезгливости.
Тот, кто почитает бедного – почитает Всевышнего, сказавшего «и с приниженным и со смиренным духом Я обитаю». Тот же, кто пренебрегает, пусть знает, что пренебрегает Тем, кто пожелал, чтобы жертвенник Его насытился приношением бедняка.