Человек, который не способен смотреть и видеть хорошее, постоянно остается в состоянии, схожем со смертью. Скольким женщинам нужно каждую неделю заново говорить: «Тебя обязательно ожидает что-то хорошее»! А им так тяжело поверить!
«Смотри, я полагаю пред вами сегодня благословение и проклятие» (Дварим 11:26). Способна ли ты увидеть благословение наступающего дня?
Для всех тех, кто не находит себе успокоения в волнениях и все-таки не видит ничего хорошего, говорит наша афтара удивительные слова утешения. «Бедная, встревоженная, безутешная! Вот Я положу камни твои в сурьму, сделаю основание твое из сапфиров». От прочтения объяснения этого стиха из Йешаяу (54:11) на глаза наворачиваются слезы. Комментаторы, такие как Мецудот, объясняют, что камни (например, каменные плитки пола) всегда кладут на слой песка, чтобы ровно легли.
Когда придет Машиах, когда наступит избавление для тебя, ты почувствуешь, что камни, по которым ты ступаешь, лежат на сурьме (синяя краска, подобная очень тонкому песку, которой женщины красили глаза). То есть ты будешь чувствовать себя, словно идущей по надувным батутам, по которым так любят прыгать дети летом. Как будто все станет мягче, легче. Камни останутся теми же камнями, но ты почувствуешь, что теперь в твоей жизни присутствует утешительная мягкость.
В Гмаре описывается, что раби Йоханан с большим чувством изучал всегда этот и следующий стих из Йешаяу, ведь там (54:12) написано: «И сделаю окна твои из рубинов, и ворота твои – из карбункулов, и всю ограду твою – из камней драгоценных».
Один из его учеников осмелился подвергнуть сомнению толкование раби Йоханана, согласно которому это вовсе не аллегория, и во вратах Иерусалима действительно будут стоять огромные – 30*30 амот – драгоценные камни в качестве ворот. Случилось ему как-то ехать по морю, и он увидел ангелов служения, обтесывающих драгоценные камни, схожие по размерам с теми, что описал раби Йоханан. Когда он спросил их, для чего эти камни, они ответили, что эти самые камни в будущем Всевышний поставит во вратах Иерусалима – огромные камни, которые будут похожи на огонь.
Вернувшись в Иерусалим, ученик пришел на урок к раби Йоханану и сказал: «Учитель! Как ты учил, так все и есть на самом деле! Я видел своими глазами!». Раби Йоханан ответил ему: «Рейка! (пустой человек, неученый) Если бы ты не увидел, то не поверил бы? Ты смеешься над словами мудрецов?!». Поднял раби Йоханан глаза на ученика и обратил его в гору костей.
Почему же раби Йоханан так страшно наказывает этого ученика – обращает его в груду костей, то есть, в сущности, убивает его? Раби Йоханан показал этому ученику, что если он посмотрит на него его же глазами, то с собственной его (ученика) точки зрения он просто мертв. То есть ученик (который смог увидеть ангелов служения) оказался не способен увидеть своим внутренним зрением добро, пока не увидел его материальное воплощение. Раби Йоханан показал этому ученику, что если посмотреть на мир его глазами, то нет жизни, нет надежды, нет будущего.
Первое слово нашей недельной главы – «смотри». Каждый день смотри на хорошее – и ты увидишь жизнь.
Это, возможно, самый главный ежедневный выбор любого человека. Что я хочу увидеть под полом в своем доме? Песок? Или сурьму – мягкость и любовь?
Это правильное видение очень важно и в начале учебного года – как для тех, кто начинает учиться в школах, так и для тех, кто с Рош Ходеш Элуль начинает учиться в ешивах. Нужно смягчить их путь. Если до этого дня они учились не очень хорошо, не были отличниками, нужно сказать им: «В этом году вы будете блистать, словно драгоценные камни!»
Да удостоимся мы всегда видеть добро, всегда видеть хорошее, каждый день!