На этой неделе мы прошли через пост 9 Ава, а впереди у нас – праздник 15 Ава, праздник любви. Прежде всего – любви между Всевышним и народом Израиля. «И люби Г‑спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим. И да будут речи эти, которые я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем». (Дварим 6:5,6)
Наши мудрецы, благословенной памяти, дают замечательное объяснение на это. Если посмотреть не по простому смыслу, то можно прочитать веhааhавта, то есть «чтобы Имя Небес с твоей помощью было возлюблено людьми». То есть, чтобы каждый, кто увидит соблюдающего Тору и заповеди человека сказал бы: «Как счастлив (какой достойный человек) его рав, обучивший его Торе!». Какая важная задача возложена на нас! Быть распространителями любви к Торе! Сделать так, чтобы Всевышний и Его Тора были возлюблены и желанны в мире.
В наши дни все происходит наоборот. Тора и заповеди ненавидимы, преследуемы, как и исполняющие их. Мы даже не понимаем, насколько это распространяется – как круги на воде. Когда ненавидят Тору и «боящихся Б-га», круги ненависти расходятся, как от капли в спокойной воде, и вот уже евреи ненавидимы во всем мире…
Но теперь, 15 Ава, наступает переворот. Дни ненависти становятся днями любви. Автор книги «При Цадик» пишет, что не случайно месяц Ав (אב) имеет такое название – этот месяц как бы имеет две части: алеф и бет (א ב). До половины – алеф, с которой начинается слово арур (ארור) – проклят, а после половины – бет, с которой начинается слово барух (ברוך) – благословен.
О 15 Ава написано: «Не было у Израиля таких хороших дней, как 15 Ава и Йом Кипурим». Что это значит? Это значит, что перед наступлением 15 Ава нужно простить ближним, если они нас обидели и попросить прощения, если случайно обидели мы. В «Коль Нидрей» перед Йом Кипур мы прощаемся со всеми нашими обетами, мы «закапываем в землю» все наши обиды на близких.
15 Ава было разрешено похоронить погибших в городе Бейтар (Победив, наконец, город, Адриянус запретил хоронить трупы его жителей. Он велел положить их тела одно на другое в виде ограды для собственного виноградника, общей протяженностью 72 км. Чудо было в том, что их тела не были подвержены тлению. Так тела погибших лежали 7 лет, пока вступил в должность новый правитель и разрешил их похоронить. В память этого еврейские мудрецы постановили в Биркат амазон благословение «Атов веаМетив»). И так же в этот радостный день 15 Ава мы должны похоронить все эти призраки обид и разочарований, которые преследуют нас.
А время перед зажиганием субботних свечей перед Шаббат Нахаму – это словно «Неила» Йом Кипура, молитва, закрывающая Йом Кипур. Стоя перед свечами, можно попросить о том, чтобы начать заново, избавившись от груза обид. Начиная с 9 по 15 Ава евреи в пустыне ложились в вырытые могилы и наутро вставали из них живыми. Думая, что они ошиблись, они снова ложились в могилы на следующую ночь – и снова оставались в живых. Пока 15 Ава они поняли, что это наказание закончилось. Это и нужно просить у Всевышнего: восстать с новыми силами к жизни. И еще нужно просить, чтобы для нас открылись новые врата любви – любви друг к другу – мужа к жене в том числе – и ко Всевышнему.