Бывает, что нас или наших знакомых настигает беда, и мы молимся, молимся – но ответа нет. Как будто мы не «вымолили» хороший конец. На самом деле нет молитв, которые остаются без ответа, мы просто не видим этого сразу.
Еще случай, когда мы не получаем ответа – это в ситуации, где мы не за то молимся.
Мы решаем, что лучше знаем, что для нас самое подходящее – и просим об этом. Однако наши планы не всегда окажутся тем, что нам требуется, мы можем завести себя в ловушку, ведь нам не дано предугадать, что последует за нашим выбором.
Поэтому правильнее всего будет молиться примерно так: «Всевышний, Тебе известно, что я преследую благие цели. Ты знаешь, что хорошо для меня (кто мне подходит – в случае шидуха) и когда этому нужно произойти. Пожалуйста, сделай так, чтобы все получилось наилучшим для меня образом». Вот так, полагаясь на Высшее провидение, мы можем молиться, не опасаясь, что наша просьба будет отвергнута.
Один из наших мудрецов спрашивает: почему женщина должна рожать?
То есть почему она должна проходить через боль и страдания, через нервное ожидание неизвестности? Когда основатель ешивы Поневеж в Земле Израиля рав Йосеф Шломо Каанеман был в самом начале своего великого проекта, он рассказывал о раве Хаиме Воложинере, как тот «замешивал глину не на воде, а на слезах», то есть первые краеугольные кирпичи для здания он «замешивал на слезах» – плакал о будущем ешивы. Так была построена Воложинская ешива, которую называли «матерью ешив». И так должна строиться каждая ешива, чтобы иметь силу для существования.
Еврейский младенец – краеугольный камень народа.
Если бы все проходило гладко, в его создание не были бы вложены слезы. Ребенок не рождается без слез матери, которой правильно было бы направить в этот момент всю силу своей растревоженной души на молитву за этого младенца, чтобы он обрел Б-гобоязненность. Каждый ребенок – это целый мир, и мы встречаем его слезной молитвой, чтобы дать ему силы.
В трактате Санедрин (44б) написано: «Пусть человек всегда молитвой предварит несчастье».
Это можно сказать о любой болезни, о любой неприятности – лучше молиться заранее, чтобы все было благополучно. Хафец Хаим пишет, что нужно быть осторожными во время молитвы – следует пребывать в покое, быть спокойным, чтобы получилось вдумчиво и сосредоточенно. Но как молиться спокойно, если невзгоды наполнили сердце горечью?
И при этом мы знаем, что если во время затишья, когда все спокойно, мы можем отвлекаться во время молитвы, думать о посторонних вещах, то, когда сердце сокрушенное говорит в нас, наша молитва намного сильнее, кажется, что она «пронзает Небеса». Все равно лучше не ждать, пока случится событие, которое заставит нас молиться с каваной, а молиться сосредоточенно, даже когда все спокойно.
Я читала, что в войне Йом Кипура несколько танков были на Синайском полуострове и попали там в засаду.
Египетских танков было гораздо больше. Солдаты почувствовали, что это конец. В этот момент командир прокричал по рации: «Кто-нибудь умеет молиться?» Наступило молчание. К стыду своему, никто из солдат не знал ни слова молитвы. Потом один из них вспомнил, как, когда он приходил к дедушке, тот давал ему стакан апельсинового сока и говорил: «Скажи благословение “Шеаколь нийя бидваро” (“Чтобы все было по слову Его”)». Он рассказал о своих воспоминаниях по рации. Командир велел зарядить снаряд, они благословили на него «Шеаколь» и выстрелили. И в первый раз попали в египетский танк! И с того момента каждый «благословленный» снаряд поражал один танк противника!
Примерно так работает молитва в тяжелый час, когда она идет от сердца.
Женщины, у которых есть хотя бы 15 минут свободного времени, могут помолиться по Сидуру. Если в семье нет уже маленьких детей, то у мамы, как правило, есть время и на Теилим. Но даже мамы, которые очень заняты, могут молиться своими словами о том, что наболело – и это тоже будет молитва.
Слова, которые установили мудрецы Великого Собрания, обладают силой и святостью, а тем более псалмы, которые написал царь Давид, но и молитва от сердца важна не меньше.
Когда Всевышний сказал нашему учителю Моше построить Мишкан, Моше ответил, что он не может. Раши комментирует стих «И доставили Мишкан к Моше» так: «Сами не могли возвести его, а поскольку Моше не делал никакой работы по изготовлению Мишкана, Святой, благословен Он, предоставил ему возвести Мишкан». Но это физически очень тяжелая работа: поднимать столбы, натягивать полотнища. Одному человеку, даже такому, как наш учитель Моше, не справиться. Когда Моше спросил: «Как может человек возвести Мишкан?», Всевышний ответил: «Займись (этим) ты, своими руками». Выглядело так, как будто Моше ставит Мишкан, но он только прикасался, а Мишкан вставал сам.
Когда человек молится, он часто не видит, чтобы что-то сдвинулось с места.
И слезы уже высохли, и сердце сухо – нет надежды – кажется, что невозможно больше молиться с каваной. В этой ситуации мы думаем, как Моше: как может один человек создать такую молитву, чтобы сдвинуть обстоятельства с места? Все равно нужно молиться, Всевышний восполнит нашу молитву и достроит ее Сам.
продолжение следует
подготовила: г-жа Зисси Скаржинская