Благословение ראה בענינו – «Воззри на бедствия наши»
Здесь нужно молиться об избавлении Израиля. Но иметь в виду при этом не то, что мы, мол, будем тогда князьями и вельможами на земле и все блага ее будут к нашим услугам – хотя в действительности так это и будет – ибо что человеку все преходящие блага, за ночь появляющиеся и за ночь пропадающие? Все мысли должны быть о достижении полноты и совершенства, но главное – об освящении великого Имени Всевышнего, которое Он связал с нами, – чтобы не осквернялось оно среди народов. В этом – основа той радости, которую принесет нам освобождение, если пожелает того Всевышний, – вскоре, в наши дни, когда узнают все народы, что «ложь оставили им в наследие отцы их» (см. Ирмияу, 16:19), и что Всевышний, Он один – Царь над всей землей, и Он – Б-г Израиля, истинно, навеки. И в этом – смысл слов: «И избавь нас в скором времени ради Имени Твоего».
И молиться об этом нужно даже несмотря на то, что мы недостойны избавления, – ведь разве Всевышний не может сделать и то, что выходит за рамки природы? Ведь для Него нет различия между природным и надприродным! Все идет согласно качеству суда, так как природное проистекает из суда, и когда Всевышний действует качеством суда, это означает, что Он действует в согласии с природой. Но когда Он действует не по суду, это означает – не в согласии с природой. И тогда Он, с великим милосердием Своим, «разбивает» природу и творит нам добро больше, чем следовало бы по мере суда. И потому при рассечении моря Он уподоблен воину-богатырю (см. Шмот, 15:3), поскольку Израиль не был достоин этого чуда, и Всевышний сотворил его ради Своего великого Имени – чудо не по суду, надприродное, – и потому Он уподоблен богатырю. И мы молимся, чтобы Он сотворил могуществом Своим, Своей крепкой рукой ради нас чудо – против природы и не по суду, и в этом – смысл слов: «Ибо Б-г – Освободитель сильный Ты».
И должен человек принять к сердцу, что каждый день происходит избавление, и Всевышний слышит молитвы Израиля, особенно молитву общины, которая никогда не будет нежеланной. И каждый день встают против нас желающие нас уничтожить, но Он спасает нас от их рук; и это – избавление, которое приходит каждый день. Поэтому постановили говорить «избавляющий Израиль» – в настоящем времени, поскольку Он каждый день избавляет, искупает и спасает. И потому, становясь на молитву, человек должен обратить внимание на то, что сейчас – время бедствия для Израиля, и многие воюют с нами, чтобы уничтожить остаток Яакова [как физически, так и духовно], не дай Б-г, и лишь один шаг отделяет его от смерти. А когда он видит, что день прошел – и не осуществились замыслы врагов и притеснителей Израиля, – «пусть возрадуется Израиль Создателю своему» (Теилим, 149:2), ибо услышал Всевышний нашу молитву.
Благословение רפאנו – «Исцеляй нас»
Здесь нужно молиться за всех больных города, а также за всех больных Израиля, и сочувствовать им в их страдании, ведь весь Израиль – одна душа и одно тело, и если заболел один из Израиля – какая-то часть его тела больна. И пусть не говорит человек: «Какое мне дело до него? Он не родственник мне и не заступник!» Но следует молиться всем сердцем за всех больных, как если бы болели, не дай Б-г, его дети и братья, – ведь разве тогда не умножил бы он своих молитв, не изливал бы перед Всевышним боль своей души? И так нужно молиться за любого человека из Израиля. Либо потому, что нет человека в Израиле, у которого нет доли в заповедях, и в заслугу этой доли да будет жива душа его; либо, даже если тот больной – законченный злодей, абсолютно ясно, что надо молиться за его здоровье, чтобы не умер он виновным, ведь если он выздоровеет – быть может, исправит то, что испортил! А если он умрет без исправления, не дай Б-г, то будет недоставать одного органа в том большом теле, которое являет собой община Израиля, – а ведь Б-жественное Присутствие не может почить на теле увечном. И еще есть причина молиться за злодея: когда Всевышний творит суд в Израиле, даже над злодеями, – пылает гнев в Небесах, и в такое время также и до достойных людей может дойти мера суда, не дай Б-г, ибо против гнева Его кто устоит? И потому следует молиться, чтобы погасить этот пылающий гнев. И основа молитвы – просьба об излечении болезни Израиля, за общину Израиля в изгнании, которая «больна любовью» к Всевышнему (см. Шир а-ширим, 2:5). И для этого излечения требуется великое пробуждение и великое возвращение к Нему.
Также нужно молиться о мудрецах Торы, силы которых истощены усердными занятиями ею, и мы обязаны молиться об их нуждах, об их благополучии и укреплении их сил. Ибо они – хранители Торы, передающие верную традицию Устной Торы, и души наши связаны с их душами, и если нет мудрецов, не дай Б-г, – нет у нас жизни!
Благословение ברך עלינו… אֶת השנה הזאת – «Благослови для нас… этот год»
Здесь человек должен молиться о своем пропитании, поскольку пища, о которой не молились заранее в молитве о пропитании, – это «нечистый хлеб». И потому человек должен, по крайней мере, в утренней молитве, просить Всевышнего о ниспослании назначенной ему порции пропитания – чтобы она дошла до него разрешенным образом, а не запретным. Ибо если есть в еде что-то связанное с запретом, оно оскверняет все тело, и нет пищи для души. Но если еда целиком и полностью разрешенная – есть в ней пища для души, и нужно очень хорошо и сосредоточенно молиться о том, чтобы пища была совершенно разрешенной и чистой, и в этом смысл слов: «и будем сытыми от благ Твоих».
И нужно умножить молитвы о том, чтобы Всевышний питал бедняков и давал каждому по нуждам его, и не нуждались бы люди из народа Израиля в милостях друг друга. Ведь из-за многих наших грехов большинство нарушений закона в Израиле – от недостатка пропитания, и если бы его было достаточно – не сворачивали бы с прямых путей вовеки.
И лучшее время просить о пропитании – утром, поскольку утром Всевышний проникается милосердием к Израилю, видя, как в то время, когда другие народы обращаются к своим идолам, Израиль обращается к служению Ему всем сердцем. И тогда Он питает нас и дает нам средства к жизни – ведь в действительности по букве строгого закона тот из народа Израиля, кто не заслуживает полного оправдания, не имеет права на пропитание, и потому главный путь пропитания – не по суду, а лишь из милосердия Всевышнего.
Благословение תקע בשופר גדול – «Воструби в большой рог»
Здесь нужно в слезах горячо молиться за собирание изгнанных и провозглашение свободы в Земле Израиля – речь идет о трублении в шофар, и человек должен постоянно представлять себе, что ему слышится звук шофара в день суда. И в молитве о шофаре, который зазвучит в будущем для собирания рассеянных, человек должен иметь в виду собирание всех гилгулим (еврейских душ, когда-либо живших, живущих теперь или которые будут жить) в этом мире, поскольку сын Давида не придет, пока не закончатся все души в гуфе (гуф – вместилище душ, еще не бывших в этом мире), так как весь Израиль считается как бы один гуф, включающий все души, приходящие в мир.
Благословение השיבה שופטינו – «Верни нам наших судей»
Здесь нужно иметь в виду возвращение Санедрина, ибо это – трон Всевышнего. И все время, пока Санедрин был на своем месте, была над Израилем слава Всевышнего. Рамбам пишет, что не придет сын Давида, пока Санедрин не вернется, ибо главная роль в водворении Присутствия Всевышнего принадлежит ему. Ибо там, на своем месте, мудрецы Санедрина изрекали положения Устной Торы, там решали спорные вопросы, восстанавливали забытые части Торы. Они ясно знали всю Устную Тору, так как дух Г-спода витал над ними, и не было споров во всей Торе. И благодаря Санедрину, который наказывал ударами тех, кому это полагалось, получившие удары освобождались от наказаний небесных, даже от наказания карет (отсечение души от ее источника на небесах). И об этом сказано в благословении: «и стремись к оправданию нашему в правосудии», – благодаря судьям (земного суда) мы будем оправданы в суде небесном.
В этом месте нужно молиться за судей Израиля – чтобы они были достойными и честными судьями, не судьями божеств серебряных, судьями без Торы, охочими к дарам, склонными к корысти, не дай Б-г, – ведь тогда Всевышний взыщет и с них, и с тех, кто их поставил! Из-за искажения суда приходит в мир несколько видов бедствий; но когда судьи достойные – благословение царит в мире, и потому сказали мудрецы: «Верни нам наших судей, как прежде… и удали от нас печали и горе», – одно следует из другого.
Благословение ולמלשינים – «И доносчикам»
Здесь нужно просить о том, чтобы было искоренено отступничество в Израиле, и чтобы верил народ в Письменную и Устную Тору верой безупречной, и чтобы не было в нем «корня, приносящего яд и полынь» (см. Дварим, 29:17), – корня, побуждающего перечить достойным мудрецам Израиля, обучающим Торе наш народ. Также нужно молиться о том, чтобы сгинул Амалек, – когда произносят: «и злодейское царство» (в том варианте молитвы, в котором есть эти слова, а в других – «и злодеев»), так как здесь речь идет об Амалеке, который пришел со злым умыслом против Израиля (в пустыне), чтобы вмешаться не в свой спор (см. Рамбан на Шмот, 17:16, в конце). И этим будет исполнена повелительная заповедь Торы: «Помни, что сделал тебе Амалек» (Дварим, 25:17), и мы обязаны хранить вражду к нему, как сказано: «Ведь ненавидящих Г-спода возненавижу я» (Теилим, 139:21). И нужно молиться о том, чтобы все бедствия, которые могут, не дай Б-г, прийти на Израиль, пришли на него. И нужно также молиться, чтобы Всевышний возложил все наши грехи на притесняющих нас, так как притеснители эти были причиной греха. И еще нужно молиться, чтобы Всевышний отвел от них благотворное влияние и изливал его на нас из Своей святой руки, как это было издревле.
Благословение על הצדיקים ועל החסידים – «К праведникам и благочестивым»
Здесь нужно молиться о благе для праведников, ибо благами их мы сами живы, и все время, пока они в этом мире – благоволение и добро в этом мире. И особенно нужно молиться о благе для праведных геров (прозелитов), и обращать свое сердце к тому, чтобы любить их, как самих себя, исполняя тем заповедь: «И любите гера» (Дварим, 10:19). И тем более в наше время, когда мы в особенном унижении, повергнуты в прах и почти не осталось у нас жизненных сил, тогда как злодеи – на самом верху… А он, гер, признал истину, что само по себе дело буквально невозможное – признать Всевышнего в мире лжи, – так разве не обязаны мы любить его и целовать следы его ног, и тот, кто приумножает любовь к нему, любит Всевышнего и Его Тору! Ведь любовь человека к геру зависит от его любви к Всевышнему и Его Торе, поскольку та последняя является причиной любви к геру. И потому нужно очень и очень молиться за благополучие гера, чтобы он не вернулся, не дай Б-г, к прежнему своему состоянию из-за тягот изгнания и бедности своей. И мы обязаны умножать наши молитвы за геров, чтобы Всевышний дал им чистое сердце.
А при произнесении слов: «и не устыдимся, ибо на Тебя мы полагались» нужно думать о том, что мы просим, чтобы не постиг нас стыд в будущем мире перед Святым Царем. Ведь что есть стыд в этом мире? Перед кем? Перед человеком, подобным травинке, который сам – ничто и дуновение! И сколько длятся здесь позор или почет, когда все здесь – лишь тень проходящая? Не так в мире грядущем, где человек опозорен и пристыжен перед Творцом мироздания, и все ангелы высшие стыдят его и возглашают перед ним: «Сторонитесь! Нечист! Не касайтесь его! Этот, такой-то, преступил повеления Господина своего! Лучше бы ему не быть сотворенным! Ой, горе ему!»
Перевод – рав П. Перлов.