Большая мицва

поддержка

За неделю до Рош а¬Шана мне позвонила моя подруга Батья. “Сегодня двенадцатая годовщина нашей алии, — сказала она мне, — и я звоню, чтобы поблагодарить тебя за домашний овощной суп и цельнозерновое печенье с шоколадной крошкой”.

“Какой овощной суп? Какое шоколадное печенье?” Я понятия не имела, о чем идет речь. Я вообще не присылала ей никакой еды.

“Разве ты не помнишь? В день нашего приезда в Израиль ты пригласила нас на ужин под лозунгом “Добро пожаловать домой”. Ты приготовила для нас овощной суп и цельнозерновой хлеб с травами в своей хлебопечке, и свой фирменный спред тахина-мисо, и испекла цельнозерновое шоколадное печенье. Я всегда буду благодарна тебе за то, что ты так тепло нас встретила”.

Я смутно помнила, что когда-то приглашала их в гости, но совершенно не помнила меню. Я была поражена тем, что спустя двенадцать лет после этого события в чьей-то памяти сохранилось то печенье с шоколадной крошкой из цельнозерновой муки.

Я положила трубку и ощутила страх. Это было за неделю до Рош а-Шана, который также называется «Йом а-Зикарон», «День памяти». Если моя подруга Батья, простая смертная, могла в деталях вспомнить, что я приготовила на обед двенадцать лет назад, то насколько подробно Всевышний помнит детали того, что я делала двенадцать лет назад, двенадцать недель назад и двенадцать дней назад!

Рабби Цви Меир Зильберберг говорит, что самая большая ошибка, которую совершают люди, заключается в том, что мы недооцениваем огромное значение наших поступков — как плохих, так и хороших.

Когда кто-то благодарит вас за оказанную любезность, а вы отвечаете: “Не о чем говорить”, — вы укрепляете ложное представление о реальности. Никакое действие, каким бы незначительным оно ни было, не является пустяком. Человек, стоящий перед вами в очереди в супермаркете, уронил копейку, а вы нагнулись и подняли ее? Вы заметили знакомого в лифте, улыбнулись и сказали: “Хорошего дня!”, выходя из лифта? Вы потратили 5 минут и 20 копеек на установку и зажигание субботних свечей? Духовный эффект от всех этих поступков бесконечен и вечен. Незначительных поступков просто не существует; есть только неадекватное восприятие эффекта каждого действия.

Награда и наказание

Одним из тринадцати принципов веры, сформулированных Рамбамом, является вера в награду и наказание. Но какие награда и наказание?

Иудаизм утверждает, что награда и наказание даются в основном не в этом ограниченном, физическом мире, а в бесконечном, вечном, чистом мире духа, в который душа попадает после смерти тела. Давать материальную награду за духовную победу (а каждый выбор в пользу добра — это духовный подвиг) было бы все равно, что наградить солдата, который, рискуя жизнью, спас целый батальон, премией… в 100 бесплатных порций мороженого. Награда должна соответствовать тому поступку, за который ее дают. Поэтому, доброе дело, то есть согласование себя с волей Всевышнего, другими словами, выполнение заповеди, может быть вознаграждено только духовной наградой. Все представления о рае, напоминающие роскошные отели или гаремы этого физического мира, заведомо ложны.

Великий каббалист XVIII века, рабби Моше Хаим Луцато, объясняет природу награды и наказания:

Высшая мудрость постановила, что каждый акт исполнения заповедей должен в определенной степени приближать человека ко Всевышнему. Тогда человек обретает Его свет, соответствующий этой степени близости, что, в свою очередь, приводит к тому, что степень совершенства, обусловленная этим освящением, становится его неотъемлемой частью.

С грехом все обстоит с точностью наоборот. Каждый греховный поступок в соответствующей степени отдаляет человека от Всевышнего. Это приводит к тому, что он в определенной степени отстраняется от Его света, что приводит к сокрытию. В результате этого сокрытия та или иная степень недостатка становится неотъемлемой частью этого человека”. [«Дерех Ашем»].

Иными словами, неизбежный эффект любого действия, будь оно хорошее или плохое, состоит в том, чтобы приблизить или отдалить душу от Всевышнего. Это, в свою очередь, приводит к тому, что человек, совершивший действие, становится более совершенным или более ущербным. И это относится к каждому действию, слову и мысли. Ни одно действие не является нейтральным. Все, что мы делаем, говорим или думаем, либо приближает нас ко Всевышнему и к нашему собственному совершенству, либо отдаляет нас от них.

В детстве нас учили, что «все записано в книге». Став взрослыми, мы узнали, что истина заключается в том, что все записано в нашей собственной душе. Я — продукт совокупности моих поступков, слов и мыслей. Печенье с шоколадной крошкой, которое я испекла для семьи Батьи, или, скорее, акт доброты при приветствии новых соседей, обладает вечным значением, потому что душа вечна. (Даже больше, чем ’ты есть то, что ты ешь’, ’ты есть то, что ты делаешь’.)

Рабби Элиягу Десслер приводит описание блаженства близости ко Всевышнему, которое даруется в качестве награды в Грядущем мире. Он пишет:

Давайте соберем разрозненные часы и минуты удовольствия и наслаждения за всю жизнь и сконцентрируем их в одну минуту. А теперь давайте соберем все часы удовольствий, испытанных всеми друзьями и знакомыми человека за всю его жизнь, и представим, что мы можем сконцентрировать их все в одной минуте.

Рабби Десслер продолжает, укладывая в эту минуту всю радость, которую испытывают все люди в твоем городе, затем в твоей стране, затем во всем мире в течение жизни одного поколения, затем “все счастье, которое испытывают все поколения людей от начала творения и до конца времен”. Но даже такая концентрация радости, поясняет он, цитируя отрывок из “Пиркей Авот”, не сравнится с “самой малой наградой, назначенной за самую малую мицву, какую только можно себе представить”.

Так называемые малые дела

Представьте себе, что вы едете навестить свою маму и заходите в супермаркет, чтобы купить три помидора, которые она попросила вас ей привезти. («Помни, не больше трех помидоров, а то они просто у меня сгниют!») Стеклянные двери автоматически раздвигаются, вы заходите внутрь, и вдруг вспыхивают гирлянды, звучит оркестр, к вам подходит менеджер магазина, жмет вам руку и объявляет: «Поздравляем!!! Вы — миллионный покупатель нашего магазина. Я с гордостью вручаю вам сертификат на покупку продуктов на сумму 10 000 долларов и пожизненную скидку в размере 20%».

Вы стоите ошеломленный. Обретя, наконец, дар речи, вы мямлите, заикаясь: «Н-но я только зашла купить три помидора».

Согласно еврейской традиции, именно так мы будем чувствовать себя, когда попадем в Грядущий мир. «Но я же только нагнулся и поднял копейку». Разве можно себе представить, что мы получим столь огромное, вечное вознаграждение за такие ничтожные действия?

Ответ на этот вопрос можно обнаружить в одной многократно рассказанной еврейской истории: Две женщины еженедельно собирали милостыню для бедняков своей общины. Две подруги, они договорились, что та, которая умрет первой, вернется и расскажет другой о том, что такое Грядущий мир. Через некоторое время одна из женщин умерла. Вскоре она явилась во сне своей подруге и сообщила: «Помнишь, как мы искали дом одного богатого человека? Вдруг я увидела название улицы. Я указала на него и сказала: “Вот адрес”. Так вот, здесь, в этом мире, я получаю вознаграждение за то, что подняла указательный палец и показала на адрес”.»

Воля милосердного Б-га — дать нам бесконечное духовное вознаграждение за каждую мицву. Для этого каждое наше доброе действие разделяется на составляющие его доли секунды, и за каждую из них назначается награда.

За зажигание субботних свечей вы получаете вознаграждение:

  1. Поиск свечей в супермаркете
  2. Помещение их в корзину
  3. Вытаскивание из корзины, чтобы заплатить
  4. Оплата
  5. Принесение их домой
  6. Вытаскивание подсвечников
  7. Установка их на подносе
  8. Установка свечей в подсвечники
  9. Доставание спичечного коробка из ящика
  10. Зажигание спички
  11. Зажигание свечи спичкой
  12. Произнесение благословения

Осознание этого может наполнить смыслом самую обыденную жизнь и превратить самые будничные действия в духовный полет.

А как же наказание за грехи, за те поступки, которые причиняют вред другим и отдаляют нас от нашего Творца? Хорошая новость заключается в том, что добрые поступки записываются несмываемыми маркерами, и никакие последующие действия не могут их стереть. Грехи, напротив, записываются смываемыми фломастерами. Их можно стереть посредством процесса, состоящего из двух стадий: совершения тшувы и капары. «Капара», искупление — это растворитель, в виде определенной степени страданий, который стирает все следы греха. В следующий раз, когда вы получите штраф за парковку, потеряете бумажник, обожжете палец, или опоздаете на поезд, помните, что досада/боль/страдание, принятые с любовью, — это верное средство для удаления пятен с души.

Большие заповеди

В то время, как награда предназначена для следующего мира, преобразующее влияние мицвы (о котором говорит рабби Луцато выше) иногда можно увидеть даже в этом мире.

Несколько лет назад мне позвонила знакомая ребецин из Америки. Она спросила меня, может ли ее 19-летняя дочь Мэнди, которая приехала по программе в Израиль, приехать с подругой на шаббат. Читая между строк нашего разговора, я поняла, что у Мэнди были проблемы в духовной сфере, и ее отправили в Израиль в надежде, что там она исправится.

Я с радостью согласилась принять девушек и попросила их приехать в пятницу утром, чтобы помочь мне с готовкой, так как на шаббат у нас будет много гостей. В десять часов утра я обнаружила, что у меня ещё не готово ни одно планируемое блюдо. Я начала постепенно впадать в панику.

В этот момент зазвонил телефон. Это была Мааян, бывшая наркоманка, которой я пыталась помочь (но это уже другая история). Мааян плакала и что-то бормотала в трубку. У неё была какая-то инфекция, поднялась высокая температура, и ей срочно нужны лекарства. Могу ли я приехать за ней и отвезти ее к врачу, чтобы он выписал рецепт, а потом помочь ей достать лекарство?

Я слушала с ужасом. Мааян и в лучшие времена ходила с трудом. В свои 38 лет она жила с престарелыми родителями, и я точно знала, что они ей помочь никак не смогут, так как ее мать была больна, а отец психически неуравновешен. Мааян прекратила принимать наркотики едва ли полгода назад. Я опасалась, что любой кризис, например, недолеченная инфекция, может снова подтолкнуть ее к наркомании.

С другой стороны, ко мне на трапезу на шаббат должны были прийти многочисленные гости, и я не могла выделить ни минуты времени, не говоря уже о двух часах, которые, как я знала, потребуются для этой миссии. Пока я стояла в растерянности, раздался звонок в дверь. На пороге стояли Мэнди и ее подруга.

Без лишних церемоний, я заявила им: «Мне нужно, чтобы одна из вас помогла мне на кухне, а другая выполнила большую мицву».

Девушки посмотрели друг на друга. Подруга Мэнди предложила: «Я умею готовить. Я помогу на кухне». Мэнди, по умолчанию унаследовавшая непростую миссию, неуверенно спросила: «А я что должна делать?».

«Это нелегко, но это очень большая мицва», — сказала я ей. «Слушай, я сейчас тебе все запишу по порядку. Сначала ты берешь мою кредитную карточку, идешь к банкомату и снимаешь 200 шекелей. Потом берешь такси и едешь по этому адресу. Скажи таксисту, чтобы он подождал у входа. Ты поднимаешься на три пролета вверх к двери с надписью ’Штарит’. Там тебя будет ждать одна женщина, бывшая наркоманка, по имени Мааян. Она больна, и ей нужны лекарства. Возможно, тебе придется помочь ей одеться. Затем ты поможешь ей спуститься вниз по лестнице — ей трудно ходить, — посадишь её в такси и отвезешь в поликлинику. После того, как врач выпишет ей рецепт, вы на другом такси поедете в аптеку. Ей не обязательно заходить в аптеку вместе с тобой, но ни в коем случае не забудь взять её больничную карточку. Ты получаешь лекарство, отвозишь Мааян домой, помогаешь ей подняться по ступенькам, а потом возвращаешься сюда. Есть вопросы?»

Я подняла глаза от листка бумаги, на котором писала инструкции, и увидела широко распахнувшиеся от ужаса глаза Мэнди. «Я не думаю, что смогу это сделать», — тихо сказала она дрожащим голосом.

Я вздохнула. «Ты обязана это сделать. Я должна готовить, поэтому не могу уехать из дома, а больше мне послать некого. Если Мааян никто не поможет, она может вернуться к наркотикам». Затем я добавила: «Это большая мицва. Возможно, ты спасешь ей жизнь».

Мэнди выглядела так, словно ее без всякой подготовки запихнули в скафандр космонавта и отправили на Луну. С трепетом она взяла бумажку и мою кредитную карточку. Я проводила ее до выхода, объяснив, как пройти к банкомату. Последними ее словами были: «Я не уверена, что у меня получится это сделать»…

Через два с половиной часа Мэнди вернулась. Широко улыбаясь, она вошла в дверь и объявила: «Дело сделано! Дело сделано!»

Я зааплодировала и обняла ее. «Ты сделала огромную мицву», — сказала я ей. «Вполне возможно, что ты спасла Мааян жизнь».

Теперь у Мэнди была просьба: «Я собираюсь позвонить родителям и пожелать им хорошей субботы. Не могли бы Вы взять трубку и рассказать моей маме, что я сделала?» Я видела, что это было чрезвычайно важно для Мэнди, и с радостью согласилась. Грустная история со счастливым концом, подумала я.

Через два года я получила приглашение на свадьбу Мэнди. Она действительно исправилась и выходила замуж за прекрасного молодого человека, обладающего всеми теми качествами, к которым она стремилась и о которых мечтали ее родители. На свадьбе, когда я пожелала ликующей матери Мэнди «Мазаль Тов», та посмотрела на меня и сказала: «Знаешь, ты сыграла в этом большую роль».

«Я…?» — спросила я в замешательстве. За последние два года я даже ни разу не виделась с Мэнди.

«Да!» — воскликнула она. «Когда ты послала Мэнди помочь наркоманке, она увидела, что способна сделать что-то действительно важное. Это стало поворотным моментом её жизни».

Я сказала Мэнди, что то, что она сделала, — это большая заповедь. На самом деле: Маленьких заповедей не бывает.

Перевод: рав Берл Набутовский