Сегодня мы поговорим о том, как приобрести любовь и трепет перед Творцом в повседневной жизни. Этот вопрос очень актуален женщинам, у которых нет возможности глубоко изучать книги по еврейской этике.
Рав Шломо Залман Ойербах говорил, что наилучшее средство научиться любви и трепету перед Творцом – это произносить благословения с правильным настроем.
Рав Исраэль Салантер рассказывает притчу о человеке, который зашел в трактир на шумной и многолюдной железнодорожной станции. Он заказал стакан воды. На улице было жарко, человек вспотел и очень устал. Он не обратил внимания на шикарно обитые стулья, на дорогую льняную скатерть на столе, на приятную фоновую мелодию. Официант принес ему воду в красивом хрустальном бокале, сопроводив ее кубиком льда и соломинкой. Усталый путник выпил воду, перевел дух, отошел от жары. Он попросил счет. Официант говорит: «С Вас 5 рублей». «Пять рублей?!» – закричал возмущенный посетитель. – «Стакан воды должен стоить меньше 10 копеек! Грабеж!» Официант невозмутимо ответил: «Но Вы получили не просто стакан воды. Это был хрустальный бокал, вода со льдом. Кроме того, вы сидели в зале, где охлаждается воздух, играет музыка, горит свет. Вы сидели за столом, накрытым прекрасной скатертью, на гобеленовом стуле. Вдобавок Вас обслуживал вышколенный официант. За все это мы и берем дополнительные деньги. А за 10 копеек пейте воду у себя дома!»
Рав Исраэль Салантер объясняет, что такое отношение должно быть у нас к благословениям, в частности, к благословениям на еду.
Мы благодарим Создателя не только за это конкретное яблоко, но и за все чудеса мироздания, которые привели к появлению этого яблока.
Сколько чудес должно произойти, чтобы батон хлеба попал к нам на стол?! Сначала зерно размягчается в земле, получает воду в нужном количестве. Затем росток пускает корни, пробивается сквозь землю – и ловит солнечные лучи, столько, сколько ему необходимо. Росток получает микроэлементы из почвы, углекислый газ из воздуха. Если чего-либо будет в избытке, это может навредить нежному растению. Чудо, что все сбалансировано, все происходит в свой черед. Сюда входят и климатические различия: тропическим фруктам нужен жаркий влажный климат, вишне нужна прохлада, винограду нужно сухое лето – каждый фрукт получил те условия, которые необходимы ему для спелости. И хотя мы уже привыкли к этим процессам, от этого они не становятся менее чудесными.
Каждый раз, когда мы произносим благословения на получение удовольствия от этого мира (пища, питье, приятные запахи), мы имеем в виду весь процесс создания, а не только конкретный продукт.
Произнесение благословений – четкое и вдумчивое, не «заученное» – приводит к Б‑гобоязненности и любви ко Всевышнему. Рав Шломо Залман Ойербах, развивая тему благословений, говорит, что, если человек благословляет правильно, то есть спокойно сидя и имея в виду все каванот (кавана – внутренний настрой), ему не нужно изучение книг по мусару. Сама браха для него – это мусар. [Если вдумаемся в это, то увидим, что все благословения, которые мы говорим ежедневно, полны мусара, укрепления веры, Б‑гобоязненности, любви к Творцу и т. п. – прим. рава И. Полищука]
В этом цикле статей мы рассмотрим, как с помощью благословений дойти до Б-гобоязненности, до любви к Создателю, до радости, до «амтакат диним» (смягчение приговора Небес).
В книге «Зоар» написано (позже мы поговорим подробнее), что если человеку был вынесен приговор, и для него приготовлены полные чаши страданий, но он произносит благословение с правильным настроем, то плохой приговор не просто отменяется – он заменяется на хороший.
И пусть весь мир подождет!
Обычно – каждый знает по себе – во время произнесения благословения мы не «пребываем в покое»: все на бегу, посреди важных дел, еле успевая, быстрее, быстрее… Ребенок дергает за юбку, звонит телефон и стучат в дверь – я благословляю, а мысли мои пытаются построить шкалу приоритетов: кому ответить первому?! А потом возникает вопрос: «Я благословила или нет? Я взяла стакан в руку – говорила ли я браху?» И мы сейчас не говорим о браха ахарона (благословение после приема пищи), даже предваряющее благословение может пройти незамеченным. Понятно, что так благословения не научат нас ничему.
И, однако, для правильного произнесения благословения нам не нужно час готовиться и настраиваться, достаточно сесть и на несколько секунд сосредоточиться, не думая о посторонних вещах. Если есть быстрое, но неотложное дело, лучше отсрочить произнесение брахи и закончить дело. Но если сейчас мы произносим благословение, то нужно полностью сосредоточиться на нем.
продолжение следует
Подготовила — г-жа Зисси Скаржинская