Часть 1
Во многих отношениях наши дома для нас, а также для наших жен и детей – большой бейт-мидраш. Это место, где мы можем учиться, как стать достойными цельными людьми и, с Б-жьей помощью, помочь вырасти хорошими евреями нашим близким.
Тема любви, на первый взгляд, имеет отдаленное отношение к бейт-мидрашу, однако если разобраться, то можно увидеть, что на любви построен весь наш мир.
Как сказал раби Акива: «Возлюби ближнего как самого себя – это большое правило в Торе». Также известна история про одного нееврея, который поочередно приходил к Шамаю и Илелю с тем, чтобы они сделали ему гиюр – приняли в еврейство – на том условии, что они смогут обучить его всей Торе, «пока он стоит на одной ноге». Шамай, как и следовало, прогнал наглеца, а Илель с помощью руах а-кодеш увидел в странном посетителе большой потенциал и ответил: «То, что тебе ненавистно, не делай другому. Это – вся Тора, а остальное – иди и учи».
В этих коротких фразах – возлюби ближнего и не делай ему того, что неприятно тебе, – заключен глубокий смысл.
Говорится, что на этих принципах построены «вторые скрижали завета». Первые говорят об отношениях человека с Всевышним, и к ним относится заповедь почитания родителей. Вторые учат нас правильному отношению с ближними. Однако то, что все правила отношений между людьми проистекают из двух фраз про отношения с ближними – понятно. Первые скрижали говорят об отношениях между человеком и Творцом, и более того, большинство заповедей Торы – между нами и Творцом. Как же на этой основе можно выучить должное отношение к Творцу – не совсем понятно.
Многие неверно понимают смысл заповедей относительно ближнего, полагая, что «главное – быть хорошим человеком», а скрупулезное исполнение заповедей можно оставить религиозным фанатикам. Во-первых, это не имеет никакого отношения к истине. Во-вторых, зачастую на поверку эти люди оказываются совершенно не такими, как кажутся. Даже если на первый взгляд они и ведут себя, как «хорошие люди», они не выдерживают испытания гневом или же чем-либо другим, и маска «хорошего человека» моментально с них слетает, стоит лишь задеть их за живое.
Любовь – на иврите אהבה – является святейшим словом в Торе, как бы ни трепали это слово в неподходящих местах и контекстах.
С этого слова мы начинаем читать «Шма» – после провозглашения единства Творца мы говорим: «И возлюби Всевышнего, Б-га твоего». Любовь охватывает все сферы нашей жизни, начиная с собственного дома (отношений мужа и жены). Еврейский брак строится именно на любви, и ни в коем случае не по расчету! Об этом мы можем найти сказанное в Торе: «И полюбил Ицхак Ривку»; то же самое сказано о Яакове и Рахели.
Любовь – это основа отношения родителей к детям, основа отношений между людьми и основа отношений между человеком и Б-гом.
Любовь эта – двусторонняя, потому что как существует наша любовь к Всевышнему, так же существует и огромная любовь Всевышнего к нам.
Рамхаль в одной из глав своей книги «Месилат Йешарим» рассматривает качество зризут – расторопность. Сказано там, что оно основывается на любви!
Раши комментирует приведенную выше историю про человека, который хотел пройти гиюр, в трактате Шаббат. Говорит Раши, что слово «ближнему своему» подразумевает Всевышнего. Раши дает такое объяснение, основываясь на том, что изначально заповеди отношений между людьми «оставляют в стороне» огромное количество данных нам в Торе заповедей: законы соблюдения Субботы, законы кашрута, запрет идолопоклонства, и так далее. И именно потому, что заповедь «не делать другому того, что неприятно тебе» не может сама по себе составлять всю Тору, Раши объясняет, что этот «ближний» – Всевышний, приводя, что на языке Торы Б-га называют ближним.
В соответствии с Раши понятно, что каждый человек должен прежде всего оценивать свое поведение с точки зрения отношения к Всевышнему: как ты относишься к Всевышнему, как исполняешь Его волю, делаешь ли то, что Ему приятно, или нет? Ты тоже хотел бы, чтобы с тобой так обращались?
Представьте себе: к вам пришел человек просить о чем-то, например, принять его на работу, но, вместо того чтобы общаться с вами, он все время копается в своем телефоне или записывает что-то в блокнотик, совершенно не уделяя вам должного внимания. Неужели мы отнесемся к такому просителю серьезно? Стоит каждому из нас вспомнить этот пример во время молитвы: когда мы обращаемся к Творцу с просьбами, не похожи ли мы на такого просителя, который больше внимания уделяет своему телефону и записной книжке?
Многие комментаторы все же объясняют не как Раши, а по прямому смыслу: правильные отношения между людьми – основа всего.
Когда мне довелось прочитать в первый раз книгу рава Лоренца «В кругу великих», тогда еще изданную только на иврите, я читал главы, повествующие о жизни рава Шаха, и мне было стыдно. Рав Лоренц, который по-человечески был близок к раву Шаху и стал свидетелем многих его дел, пишет, как удивительно чуток и внимателен был рав Шах к совершенно чужим и посторонним людям. Я даже думал про себя: я для своих детей часто так много не делаю, сколько рав Шах делал для посторонних ему людей, – и именно поэтому мне становилось стыдно.
Приведу один пример. За 30-40 лет до своей смерти рав Шах перенес серьезную операцию; и сама операция, и ее возможные последствия были настолько тяжелыми, что существовала опасность, что рав Шах уйдет из этого мира. После операции рав Шах вернулся домой (он жил рядом с ешивой Поневеж), и должен был немного отдохнуть, однако он запретил своим домашним отказывать посетителям в приеме: он хотел, чтобы любая девочка из школы «Ор а-Хаим» (школы для девочек из слабых в религиозном плане семей) в любое время могла прийти к нему и посоветоваться. Рав Шах вообще много времени и сил уделял тому, чтобы помочь этим девочкам подняться на должный уровень в религиозном плане.
В какой-то момент рав Шах заметил, что ученицы школы «Ор а-Хаим» перестали к нему приходить, и он не понимал, в чем дело, пока не выяснил, что дирекция школы запретила им это делать, чтобы не утруждать рава. Рав Шах очень возмутился: если девочкам нужен совет, пусть непременно приходят! Так вот, сразу после операции рав Шах сказал, что не может сейчас пойти отдыхать, потому что какая-то девочка из «Ор а-Хаим» хотела к нему прийти посоветоваться, и он должен ее принять. Кроме этой истории, в книге рава Лоренца я прочитал много других, в частности о том, как рав Шах занимался сватовством каких-то совершенно посторонних для него людей, и мне стало стыдно.
Я задумался: а делаю ли я для собственных детей столько же?
В начале книги «Месилат Йешарим» написана очень глубокая мысль: мы все так привыкли повторять фразу «возлюби ближнего, как самого себя», привыкли к ней, как к чему-то само собой разумеющемуся, и это превратилось в некий привычный штамп, который, чем больше о нем говорят, тем меньший след оставляет в душе.
Чтобы по-настоящему исполнить эту заповедь, следует как-то пробудить эти слова к жизни, но как же это сделать?
продолжение следует
Подготовила А. Швальб