Как можно давать любовь?

давать

Часть 2

В нашем поколении есть два языка передачи Торы: лашон а-кодеш, святой язык, и арамейский. На арамейском языке написано окончание Ктувим – Писаний, книга пророка Даниэля, а также Талмуд, Зоар, мидраши, не говоря о таргуме (переводе) Хумаша. Арамейский перевод написанного в Торе помогает нам понять суть понятий, описанных на святом языке. Например, на арамейском понятие нетина – давать что-либо – называется яhав. Корень этого слова такой же, как у аава, любовь.

Таким образом, в самом слове «любовь» уже заложена его суть – давать, одарять кого-либо.

Люди, которые этого не знают, теряют очень многое.

При этом, давать можно необязательно материальные блага, даже напротив – часто жена берет на себя роль главного кормильца в семье, давая возможность мужу учиться полный день, и так жили еврейские семьи многие сотни лет. Очевидно, что Тора не имела в виду такую форму отдачи: если речь идет о мужчине, то давать в его случае – это отдавать часть себя, свое тепло, личное участие, и, конечно же, свою Тору. Если мы возьмем пример такого мужа, который целыми днями пропадает на работе, или, например, мужа, который ездит каждые две недели в шлихут, – такой муж дает, обеспечивает, но при этом дом для него лишь удобная гостиница, место отдыха от «основного» занятия.

Такой муж часто не знает, чем живут его домашние, да и они не знают о нем почти ничего. Что же такой муж и отец может дать от себя?

Давать в семье – значит обращать внимание на многие мелочи, на которых строятся отношения в семье: помочь жене искупать ребенка, обнять сына, рассказать дочке историю перед сном… Как-то я слышал интересную вещь от рава Ганса: известно, что во многих общинах Израиля принято перед молитвой давать цдаку. А что же делать в Шаббат, когда деньги – мукце, и дать цдаку привычным способом невозможно? Рав Ганс советовал мужу в Шаббат, перед тем как идти на молитву, приготовить жене кофе!

Конечно, дело тут не в кофе, а в той связи, которая возникает между дарящим и одаряемым.

Уже давно не секрет, что человек любит того, в кого он вкладывает. Не того, от кого получает материальные блага (хотя и такое случается), а именно того, в кого вкладывает самого себя! Наверное, вы могли замечать в семьях, где какой-то ребенок –  особенный, требующий дополнительной заботы, что такого ребенка любят особенно сильно. А когда папа все время на работе, и домой приносит только зарплату, а сам заваливается на диван – такой папа частицу себя не вкладывает в семью, и его связь с семьей не сможет стать по-настоящему крепкой.

Мы уже приводили выше сказанное в «Месилат Йешарим» о том, что качество расторопности непосредственно связано с любовью: человек настолько горит внутренней любовью к Творцу, что бежит и торопится исполнить Его волю.

А что же делать всем нам, у которых внутри нет такого «горения»?

Говорится там же об обратном эффекте: если мы будем делать то же самое, но более расторопно, это непременно пробудит внутреннее «горение»! Не самый лучший пример, но наиболее наглядный: если человек разгневался, и в гневе стал кого-то наказывать, то его гнев в ходе наказания вырастает в десятки раз, каждый удар добавляет к его гневу. Хороший пример – когда человек со старанием и расторопностью делает доброе дело, совершает заповедь, это пробуждает в нем желание не останавливаться, а продолжать делать мицвот.

Есть такое правило: мицва горерет мицва, ве-авера горерет авера – «заповедь порождает еще одну заповедь, а нарушение влечет за собой еще одно нарушение». Как пишет Виленский Гаон, когда человек делает что-то хорошее, его осеняет дух святости и поддерживает его в том, чтобы он и дальше делал что-то хорошее. Если же человек делает что-то дурное, его осеняет дух нечистоты и тянет за собой.

Большое правило – по тому пути, по которому человек идет, ведут его.

Если мы вкладываем себя в жену, в детей, в семью, то это обязательно принесет плоды.

Большая ловушка в семейных отношениях – когда муж принимает как должное ту заботу, которой его окружает жена, и его любовь к ней превращается в любовь к вкусной пище. Женщины очень чувствительны к тому, что ими пользуются в доме – ими и плодами их труда. Это их очень обижает и может привести к самым печальным последствиям для семьи. Человек, который по-настоящему любит другого, всегда думает и заботится о том, как сделать так, чтобы его близкому было хорошо.

Я уже долгие годы нахожусь в бейт мидраше под названием «моя семья», и многому там научился. Очень многому меня научили мои дети – их у меня, слава Б-гу, немало, и все они очень разные: есть более активные, которые любят давать другим, а есть менее. Но все мои женатые сыновья неизменно меня радуют своим отношением и заботой о женах, и я вижу, что у них есть чему поучиться.

Всевышний дал нам внутри естественную любовь к нашим женам и нашим детям как к продолжению нас самих, причем потенциал этот – именно любви положительной, заботливой, а не желания использовать другого.

Самая естественная любовь при этом – наша любовь к детям.

Мы можем не спать ночами, решать их проблемы, прощать их за все разочарования. Гаон Стайплер пишет в своей книге, что это – самая чистая форма любви, которая буквально переворачивает мир. Однако любовь эта, заложенная в нас Всевышним, имеет несколько уровней. Есть базовый, инстинктивный уровень любви, которым обладают также животные – кошка, собака, волчица. Такой любви хватает на то, чтобы выкормить детеныша. У человека же есть более высокий уровень любви, который выше инстинктов – когда эта любовь исходит из разума, из осознания того, что это дети, о которых надо заботиться в том числе и потому, что это – большая заповедь Торы.

Вся передача Торы следующему поколению основана на доверии, а дети доверяют только тому, кто их любит; и получается, что вся передача Торы, все то, что мы имеем сегодня, основано на любви!

продолжение следует

Подготовила А. Швальб