Единство супругов

единство

Еврейские мудрецы о семейной жизни

Вторая книга Пятикнижия – Шмот, называемая в русском переводе Исход, имеет и еще одно название: наш великий учитель Рамбан называет ее «сефер а-геула», Книга Освобождения. На самом деле, такое название этой Книги – не понятно. Про освобождение из Египта в ней сказано не так много: собственно выход из Египта, рассечение моря, песня благодарности – и все. Дальше вся книга Шмот говорит о другом, но никак не об освобождении. Откуда же такое название?

Рамбан в предисловии к своему комментарию говорит: истинное освобождение, которого человек удостаивается в этом мире – жить с Шехиной, Б-жественным присутствием. Человек, погруженный в материальное, не оставляющий места для Б-жественого присутствия, несвободен. Человек, который живет с Шехиной, удостаивается истинного освобождения.

Первое Нисана – день, когда закончилась постройка Мишкана и произошло его освящение – стало днем истинного освобождения нашего народа. В этот день Шехина спустилась в наш мир, и наш народ поднялся на духовный уровень наших праотцев – Авраама, Ицхака и Яакова, когда Шехина присутствовала в их шатрах.

Мы сейчас находимся в непростой ситуации: у нас нет Храма и получается, что нет места Шехине в нашем мире.

Мудрецы говорят: муж и жена, которые удостоились – Шехина присутствует между ними; не удостоились – раздор между ними. Намек на это есть в самих словах: мужчина – иш (איש) – состоит из букв א (алеф), י (йуд), ש (шин); женщина – иша (אשה)  א (алеф), ש (шин), ה (hэй). Отличаются эти два слова всего лишь двумя буквами: йуд в слове иш и hэй в слове иша. В единстве и гармонии муж и жена объединяют эти буквы, и они образуют «йуд – hэй» – Имя Всевышнего.

Если они удостаиваются, то Шехина, Б-жественное присутствие, пребывает с ними. Если же муж и жена не удостаиваются, то Имя Всевышнего покидает их, и все, что остается – это буквы «алеф» и «шин», которые образуют слово эш, огонь. Как сказали наши мудрецы, эш охло – огонь пожирающий.

Передача Торы из поколения в поколение происходит в еврейской семье.

Настоящее единство между мужем и женой невозможно без присутствия Шехины, в то же время, Шехина присутствует там, где есть единство супругов.

Это истинное единение под сенью Шехины – условие и предпосылка того, что в таких семьях рождаются и вырастают хорошие, праведные дети. Окружающий нас мир извратил отношения мужчины и женщины, сведя их в большинстве случаев к отношениям самца и самки. Совсем не такое отношение к этому союзу мы находим в наших святых книгах.

Так, в книге Шир а-Ширим – Песнь Песней – отношения Всевышнего и народа Израиля представлены аллегорией отношений любящих мужа и жены. Есть возвышенная связь, когда истинный союз мужа и жены – это причина присутствия Шехины, и тогда, хоть у всего нашего народа и нет Храма, есть Храм в наших собственных домах.