Воспитание подростков: особенности переходного периода
Посвящается возвышению души Ахува бат Даниэль
Битва за одежду – битва за индивидуальность
Виленский Гаон приводит интересную трактовку слову «одежда»: по его мнению, везде в святых книгах, где встречается слово «одежда», имеются в виду не изделия из кожи, шелка и шерсти, а духовная одежда – мидот – душевные качества человека. Отсюда становится понятно, почему в иудаизме такое большое значение придается скромной аккуратной одежде, отражающей статус и внутреннее наполнение человека.
И наоборот, если мы хотим отнять индивидуальность у человека и привести его к послушанию – необходимо забрать у него одежду и выдать вместо нее нечто однообразное и форменное. Яркий тому пример – это армия, где все солдаты получают форменное обмундирование, и лишь командирский состав обладает знаками отличия, которые предполагают послушание со стороны простых солдат. В тюрьме все заключенные также одеты одинаково, и запрещены любые личные вещи. Это сделано для подавления личности, для того, чтобы добиться полного и беспрекословного подчинения тюремным правилам. Пример из повседневной жизни – больничная пижама. Если важный директор, управляющий сотнями и даже тысячами людей, попадет в больницу и снимет с себя дорогой костюм – то он тут же превратится в послушного пациента, исполняющего указания медсестры-практикантки.
Теперь становится немного понятней, почему большинство подростков так отчаянно отстаивают свое право на индивидуальность – именно с помощью одежды.
Если вы (или учительница) не в восторге от выбранного вашей 14-летней дочерью стиля – слова «нескромно», «некрасиво» или «неопрятно», скорее всего, не будут услышаны. Вместо ожидаемого согласия (с безусловно логичными аргументами) в ответ вы услышите: «Вы отнимаете мое право на индивидуальность!»
В одежде ли тут дело?
Нет: на самом деле, определенного вида одежда является всего лишь «входным билетом» в компанию. Тут верна пословица «встречают по одежке»: еще до того, как внутренние достоинства человека становятся видны окружающим, его внешний вид может сказать о многом. Или же наоборот – скрыть какие-то черты, по крайней мере, при первом впечатлении. Поэтому если нам действительно важен внешний вид подростка – нужно уметь увидеть прямую связь с компанией, иначе битва окажется проигранной.
Для успокоения родителей скажем, что не только отрицательный пример является притягательным. История знает много случаев, когда как раз компания самых успешных в учебе и поведении детей становилась самой популярной, и вот один из таких примеров.
Как известно, в каждой ешиве юношей распределяют по комнатам, по нескольку человек в каждой. И вот в некую ешиву пришел юноша из очень хорошей семьи, обладающий многими достоинствами, в том числе – безусловными лидерскими качествами. Этот юноша пришел к руководству ешивы и попросил выделить ему и его товарищам отдельную квартиру на 15 человек, в которой они желают установить собственные правила, а именно: все жители комнаты берут на себя обязательства приходить на молитву с точностью до минуты, соблюдать учебный график, выучивать определенное количество листов Талмуда еженедельно, не иметь доступа к мобильной связи и компьютеру, быть всегда опрятно одетыми и еще несколько правил в том же духе. Безусловно, все эти правила способствуют укреплению в учебе и духовному росту. Администрация пошла навстречу эксперименту, и что произошло с этой компанией? Не прошло и месяца, как к «программе цадиков» присоединились еще несколько учеников, а еще через некоторое время больше сотни учащихся ешивы вошли в компанию и сами приняли на себя соблюдение всех этих правил! Этот пример лишь доказывает на практике, что на первом месте для подростка стоит не чем заниматься, а с кем. Это доказывает силу компании и общественного мнения.