Откройте одежный шкаф – Ваш или детский. Посмотрите на вещи. Когда мы смотрим на их разноцветье, картины, которые всплывают в нашем воображении, представляют нас или наших детей такими, какими мы выглядели, когда надели вещь впервые. Одежду сопровождает и эмоциональный элемент: мы вспоминаем о событиях, которые эта одежда символизирует для нас. Вещи грели нас, украшали нас. Мы нравились себе в этой одежде. Она дорого стоила. Некоторые вещи мы купили на распродаже, по скидке, и, каждый раз, надевая их, ощущали себя умными и удачливыми – как здорово было добыть такую замечательную вещь за такую смешную цену!
«Я держала в руках довольно новую юбку, которую купила по скидке, и не могла понять: почему она так дешево стоила? И вдруг я увидела все ее недостатки: она прошла только пять стирок, и уже выглядит немного выцветшей; шов складки неоднородный; сзади появились катышки; по краям появилось немного бахромы. В целом юбка еще была в полном порядке, теплая, можно носить, модная, да и цена понятна. Все правильно, это была находка, но в конце сезона мне придется избавиться от этой находки, хотя мне нравится и ее фасон, и цвет».
Импульсивные покупки
Обратите внимание на вещи, которые Вы купили по случаю: «Я ходила с подругой по магазинам, ей нужна была черная юбка. Мы зашли в один магазин, там была клетчатая юбка – моя подруга не хотела ее брать, она искала черную, но та юбка была такая красивая, что просто невозможно было оставить ее в магазине! Ну я и купила». Это импульсивная покупка.
Покупки в стрессе
Есть покупки, которые мы делаем под давлением: купила в последний момент, так как нечего было надеть на свадьбу; спешила в канун праздника; дети остались дома с бебиситтером, и было мало времени – когда оставляешь дома младенца, все, что ни делаешь – делаешь в стрессе. А теперь у Вас дома лежит вещь, которую Вы надели один раз, она стоила денег, но оказалась, мягко говоря, не самой удачной покупкой.
Правильно поставить вопрос
Когда мы смотрим на вещь, которую купили таким образом, нужно задать вопрос не «Зачем я это купила?», а другой – «Зачем я это храню?». Если я сделала ошибку и купила эту вещь, нужно ли мне ошибаться снова и хранить ее? Должна ли эта вещь занимать место в шкафу и мешать мне найти ту, которая мне на самом деле подходит? Стоит ли мне продолжать страдать из-за вещи, которая мне не нужна? Нам трудно принять решение расстаться с вещью. Да и вообще, как понять, нужно ли избавиться от нее, или стоит хранить?
Правила таковы:
- Если Вы уже не выглядите в ней хорошо;
- Если вещь неудобно носить: она слишком узкая в ходьбе, слишком короткая, когда садишься, давит в области шеи, или слишком широкая и падает в области бедер;
- Если каждые десять минут нужно что-то заново застегивать, натягивать, распрямлять или проверять, не расстегнулась ли пуговица;
- Если вещь очень прихотливая, и носить ее можно, только если рядом нет детей, и при этом не есть, да и пить с осторожностью;
- Если одежде не хватает какой-то части – пояса, пуговицы, подходящего воротника и т.п., без которой эту вещь невозможно носить, но достать это трудно;
- Если Вы надеваете ее раз в сто лет;
- Если она вышла из моды – это, как известно, навсегда.
Признаться, что вещь устарела
Да, вещи устаревают. Время проходит, оказывая на них не лучшее влияние. Нам тяжело признать, что вещь уже не та, что была вначале, что ее время прошло, что ее роль уже сыграна. Может быть, в этом есть и признание того, что и мы сами не вечны. Может быть, мы боимся ощутить, что возраст берет свое, что мы тоже «устареваем» и не подходим требованиям нового времени. Возможно, мы склонны ностальгически вспоминать прошлое и говорить, что прежние дни были лучше, чем эти. Царь Шломо говорит, что мы так ведем себя не от большого ума.
Склонность приукрашивать прошлое может выражаться и в том, что мы продолжаем пользоваться вещами, которые были хороши в прошлом, или, по крайней мере, храним их. Может быть, мы втайне совсем по-детски мечтаем, что придет день, и вещи снова станут такими, какими они должны быть: такими, какими были раньше. Эти теплые чувства к вещам, чье время уже прошло, заставляют нас видеть в них красоту и удобство, которые характеризовали их тогда, когда они были новыми и современными. Нам необходимо преодолеть себя, отключиться от эмоций вооружиться объективным взглядом и сухой практичностью, чтобы признать: эта вещь уже старая, и делать нечего!
«Я до сих пор ношу пальто, которое мы с мамой купили, когда я закончила учебу и начала работать. Мы пошли искать пальто, которое подходит молодой учительнице – не такое, которое я носила в школе. Мы нашли чудесное пальто в одном магазине, но оно было немного светлее, чем нужно. Мы пошли в другой магазин и увидели там точно такое же пальто, но более темное – и более дорогое. Мы попросили скидку, сказав, сколько пальто стоило в первом магазине – и получили ее. Я чувствовала, как помощь Свыше сопровождает нас! Ведь если бы мы зашли в этот магазин первым, мы купили бы пальто за полную цену. Возможно, по этой причине я до сих пор люблю это замечательное пальто, и до сих пор с удовольствием вспоминаю, как мы его покупали. Однако с тех пор прошло уже пятнадцать лет. Этой зимой я достала его из шкафа и сказала сама себе: “Пятнадцать лет, кто бы мог поверить!”
Стоп, эти слова я уже где-то слышала. В памяти всплыла эта ситуация: моя учительница по математике спускалась по лестнице из учительской в сторону класса вместе со своими коллегами. Я стояла поблизости, и случайно услышала обрывок их разговора. Учительница показала на свое платье – устаревшее хлопковое платье с поясом на бедрах, как носили, по-моему, в 70-х годах, и сказала: «Вот и этому платью уже пятнадцать лет, кто бы мог поверить?» Будучи ученицей, я улыбнулась про себя: “Кто бы мог поверить? Я верю, да все поверят! Кто не видит, что этому платью уже пятнадцать лет? Сейчас никто не носит такие устаревшие вещи!”. Я вдруг обнаружила себя на месте учительницы по математике. Трудно признать, что вещь устарела. Не вдаваясь в длинные философские рассуждения, я взяла пальто и убрала его из дома».