Сказали наши мудрецы в трактате Шаббат: Тот, кто осторожен и тщателен в зажигании субботних и ханукальных свечей, удостоится сыновей – мудрецов Торы. И это великая сгула, которую открыли нам мудрецы – что именно заповеди, связанные с зажиганием свечи – Нэр шаббат и Нэр ханука – удостаивают наших детей мудрости Торы.
Храмовый светильник, Менора, символизирует свет Торы, также как и чистое оливковое масло, с которым зажигали Менору в Храме – символ мудрости Торы. В трактате Шаббат говорится, что в благополучные для нашего народа времена, когда не было сокрытия Лика Творца, в Меноре постоянно присутствовало “ханукальное” чудо. Все семь чашечек-светильников наполнялись одинаково, но в одном из них, нэр а-маарави, самом западном светильнике, масло горело полные сутки (в то время как остальные светильники при наступлении дня потухали, поскольку масло в них заканчивалось). На следующий вечер от этого западного светильника зажигали все остальные – и лишь после этого доливали в него новое масло. Свет Меноры являлся духовным источником раскрытия Б-жественной мудрости Торы, который возобновлялся постоянно.
Сейчас же, когда у нас нет Храма и Меноры, “свет заповеди” о зажигании свечей (шаббата и хануки) подобен тому духовному свету Меноры. Зажигая свечи, мы освещаем свой дом – малый Храм, как Менора – освещала Бейт а-Микдаш.
По этой же причине, хотя для зажигания подходят самые разные виды свечей – “украшением” заповеди, ее наилучшим вариантом, считается зажигание свечей – как ханукальных, так и шаббатних – с чистым оливковым маслом.
В чем еще проявляется тщательность в зажигании? Чтобы сосуд, в котором зажигают, был чистым и красивым, и чтобы в Шаббат увеличивали количество свечей. А лучше всего в Шаббат зажигать подсвечник с семью свечами.
Написано от имени Аризаля, что подготовить шаббатние свечи должен муж, а зажигать – жена. И, если во всех заповедях нужно укрепляться и использовать для их исполнения отборные (лучшие) вещи, чтобы порадовать Создателя, тем более в этих заповедях, где получает он такую замечательную награду. Потому что «…отдаст человек все добро дома своего за любовь» (Шир а-Ширим, 8:7), – за то, чтобы удостоились его сыновья венца Торы.
“Ки нэр мицва, ве-Тора – ор” – Ибо заповедь – свеча, а Тора – свет. С любовью выполняя заповедь о зажигании свечи, мы удостаиваемся сыновей – мудрецов Торы.