Новая (для меня) концепция “махацит а-шекель”.
Есть известное высказывание из Гемары о том, что Творец показал Моше Рабейну огненный махацит а-шекель. Вопрос: что было непонятно? Есть шекель, есть махацит. Зачем показывать его в таком виде? Скажем, менора из цельного куска золота – действительно сложна для понимания. Но махацит?
Если взять целую монету и разломать на 2 половинки, а потом соединить их, то разлом посередине и будет называться “махацит”. Но почему в огне? После греха золотого тельца произошел разрыв между Творцом и народом Израиля. Чтобы воссоединиться обратно, нужно пламя. Нужно огненное желание, рвение еврейской души к своему источнику. Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами. Это то чего хочет Творец и это сложнее всего. Отдать себя целиком и полностью, положиться на Творца во всем и в любой ситуации.
Это и есть та готовность, которую символизировал махацит а-шекель.
В главе Ки Тиса, Моше Рабейну просит простить народ Израиля, ибо жестоковыйны они. Мы… Что значит “жестоковыйны”? Настолько упрямы, что будут жить и умирать ради Вс-вышнего! Ты прости их, они будут гореть Тобою, как куст Моше Рабейну.