Глава Бешалах начинается со слов «И было» – вайеhи – וַיְהִ֗י. Можно прочитать это слово как «вай hай». Это слово всегда употребляется, когда говорится про цаар, горе. Кто тут горевал? Паро, фараон.
Мидраш приводит притчу. Один человек нашел мешочек с цветными камешками. Он не знал, что это за камни, для чего они ему. С ним вместе шел другой человек, попутчик. Нашедший камни спросил:
– Хочешь взять? Они мне не нужны.
– Хорошо, давай.
Когда они пришли в город, тот, кто получил подарок, распределил эти камни по размеру и цвету на маленькие, средние и большие. Некий человек заинтересовался ими и спросил:
– Сколько стоит маленький камень?
– 5000
– А большой?
– 150.000!
Тогда нашедший их схватился за голову. У него в руках было целое состояние! А он не знал, какое это сокровище! Просто выпустил их из рук! Жизнь стала ему не мила.
Так же и Паро. Когда евреи были у него, он думал: «На что они годны?! Грязные рабы». И использовал их в качестве дровосеков, водоносов, простых рабочих! Он мог бы использовать их гораздо эффективнее: использовать их таланты и способности, «интеллектуальную собственность» – и это было бы гораздо прибыльнее. Но он не видел в них достоинств. А когда они вышли – ему донесли и про облака славы, и про столп огненный и облачный, и про другие чудеса, которых они удостоились. И он оценил их выше, чем раньше. Но было уже поздно.
Рав Звулун Граз (Он был даяном в городе Реховот, учился в ешиве Слободка) рассказывал следующую историю. Когда он должен был выехать на учебу в ешиву, папа позвал его и спросил: «Какая связь между этой притчей про драгоценные камни и историей с фараоном? В притче говорится, что нашедший потерю не понимал, сколько стоит то, что у него в руках, и отдал. А потом раскаивался. А фараон? Разве после казни первенцев он мог не отпустить еврейский народ? Он был вынужден!»
Но эта притча должна научить нас, а не фараона
Отец рава Граза сказал сыну: «Ты, сын, идешь в ешиву, и ты должен это понять – для себя…
Фараон пользовался еврейским народом как рабами и вдруг понял, что они уважаемый народ. Он мог бы использовать их в качестве мудрецов, профессоров, выдающихся людей. А он сделал из них дровосеков и водоносов.
Ты сейчас идешь в ешиву. Ты можешь провести эти годы как раб – немного учиться – столько, сколько потребуется, немного молиться, все – ровно столько, сколько требуется, из-под палки. Этого будет вроде достаточно. Но когда ты станешь старше, ты будешь плакать об этих годах. Почему я провел их так бездарно? Я мог бы сделаться великим мудрецом! Но я не использовал правильно эти годы – неверно оценил свои сокровища. Будь осторожен сейчас, чтобы не плакать потом».