Первая женщина – это Хава. У нее есть три имени в Торе. Шем – зе нешама – “имя – это душа”. Имя отражает душу и ее корни.
То есть, есть три составляющие, три главные части личности, которые есть у каждой женщины.
Первой из имен-определений женщины – некейва, потом – иша, и потом – Хава. Некейва – от слова “некев”, это та “внутренняя дыра”, которая все время требует заполнения, или – “дорожка наверх” – то есть, женщина как личность. Развитие, цели, представление о себе и своей личности. Иша – это аспект женщины относительно мужчины. Третья часть – хава – дающая жизнь – это “материнство” в широком смысле, аспект “отдачи”, – жизнь, тепло, все, что женщина может дать.
“Эшет хаиль” построена таким образом, что каждый из ее стихов обращен к одной из этих трех составляющих. Первый пасук – Эшет хаиль – обращается к первому аспекту, личности, второй – Батох ба лев баала – женщина по отношению к мужу, и третий – женщина-хава, дающая… Дальше все идет не так прямо, не по порядку, вразброс. И мы можем заметить, что некоторые стихи и идеи воспринимаются нами, что называется, “на ура”, без внутреннего сопротивления, тогда как другие стихи и связанные с ними идеи – наоборот, вызывают протест и отторжение… Это не так, не про меня! В разные периоды жизни у женщины превалируют разные из этих трех составляющих. И это естественно и нормально. Но должно быть в любом случае какое-то разумное сочетание всех трех частей. И те стихи (псуким), которые будут вызывать неприятие – это тот аспект, где женщина себя “перекрыла”, где ей нехватает воздуха.
Бетах ба лев баала, ве-шалаль ло йихсар – Уверено в ней сердце мужа ее, и не будет нехватать никакой добычи (шалаль – это имущество, но завоеванное, взятое “с боем”).
По Раши, мы учим из этого, что семья, в которой есть доверие – в ней все будет в порядке, “всего будет хватать”… Почему? Муж и жена – отец и мать – это рамка, которая обрамляет семью. Когда муж и жена “совпадают”, как части одного паззла – появляется шлом баит, и приходят и другие благословения – в том числе, и рождение долгожданных детей…
Доверие – то, что нужно проверить первым делом, если ощущается в семье какая-та нехватка. Что такое “доверие”? Кли якар говорит, что для доверия к человеку нам необходимы три условия: 1. Знать, что он – всегда за меня 2. Знать, что он всегда готов мне помочь 3. Знать, что он может помочь в любой ситуации… То есть, очевидно для разума, что доверие к людям – невозможно, доверие возможно только ко Всевышнему. Поэтому написано – уверено в ней сердце мужа. Доверие – на уровне чувства, а не разума – должно быть.
Есть даже такой феномен – большое доверие мужа к жене; муж может запомнить на годы то, что сказала жена. И главное – поверить в это. Почему это так? Пишет рав бен Порат, что у каждого человека есть глубокий, базисный инстинкт продолжения жизни. И поэтому мужчина, который не доверяет женщине – это страх на таком уровне, который женщине недоступен даже для понимания… Мужчина должен быть уверен в своей жене, это та база, на которой все стоит. Об этом говорит второй пасук: “бетах ба лев баала”. (О разнице мужских и женских измен).
Абсолютно смертельное для мужчины – когда жена становится против него, заодно с другими. Относительно других людей он должен знать, видеть, чувствовать, что она с ним. Наедине – любое несогласие и неодобрение легитимно, но перед другими (в том числе, перед детьми) – они должны быть вместе.
Женщине важно понять, что ее настоящее “мой” – это ее муж. Не ребенок, как легче понять/принять женщине, а именно муж. (Мужчинам обычно гораздо легче понять, что их настоящее “мое” – это именно жена).
Второе, что мужу необходимо знать – что он свою жену радует. Это необходимость на уровне базовой потребности! И третья его необходимость – знать, что жена его ценит.
У большинства женщин – на любой стадии брака – бывает сомнение, “а что я тут делаю?”, некий набор “чисто женских” чувств, неуверенности, что этот человек – ее. (Поэтому женщине нужны постоянные уверения, что “я тебя люблю”, тогда как мужчина – один раз сказал, и “на том и стоит”…)