Не секрет, что многие женщины и девушки в наше время, прямо скажем, не особенно любят тему скромности. Иногда женщина готова добровольно принять на себя соблюдение разных других заповедей, от которых она даже освобождена, а также соблюдение разнообразных обычаев, чтение Теилим, и т. п.
А что со скромностью? Нет, на эту тему со мной даже не начинайте говорить. По сравнению с моими подругами, я одеваюсь и веду себя очень скромно! Одеваюсь я точно в соответствии с законами (не то чтоб я их все учила и знала, но явно выполняю…). Даже важная рабанит, которая меня каждый день встречает в синагоге, никогда мне не сделала ни одного замечания, так что я действительно в полном порядке. Кроме того, я очень занята, так что поговорим позднее…
Для того, чтобы удостоиться прийти к пониманию, что есть скромность, полюбить заповедь скромности и выполнять ее с радостью, нужно и можно, как минимум, обратить внимание на следующий важный факт.
Факт этот известен каждой из нас, но не всегда о нем говорят. Факт этот заключается в том, что жизнь человека в этом мире – это лишь временное явление. Если мы оглянемся вокруг, то не встретим никого возрастом 200, 300 или 400 лет. Никого тут в этом мире не оставили по недосмотру, все куда-то исчезли со временем. Никого тут не позабыли.
Нужно усвоить тот факт, что этот мир – это всего лишь место временного пребывания, всего лишь коридор. Наши мудрецы сказали в трактате Авот: Этот мир подобен коридору перед Будущим Миром, исправь себя, находясь в коридоре, перед тем, как войдёшь в торжественный зал.
Рабейну Йона пишет в Шаарей Тшува, что следует понимать, что этот мир – это лишь место временного пребывания, где можно служить Всевышнему и готовить для души «запас в дорогу». Даже если человек проживет много лет, даже 2000 лет, годы его подойдут к концу и ничего от него не останется. Мир же будущий, мир награды, он вечен и нет ему конца. И сказали наши благословенной памяти мудрецы, что этот мир подобен даже не тени, отбрасываемой деревом или стеной, а тени от пролетающей птицы. То есть, человек должен понять, что этот мир недолговечен, как тень пролетевшей птицы. Кроме того, никто не знает, сколько времени ему отведено.
Хорошо, мы вспомнили, что мы здесь не навсегда, не нужно особых дополнительных доказательств, но какие из этого можно сделать выводы? Что с этим фактом делать?
Когда в 1991 году в Израиле была настоящая опасность того, что Ирак применит ракеты с химическим оружием, люди боялись. Что в связи с этой угрозой люди делали? Кто-то запасал противогазы, кто-то уезжал за границу, кто-то молился, кто-то постился. В Тель-Авиве в то время состоялись, не больше и не меньше, вечеринки по празднованию конца света. Действительно, если уж пришло время помирать, то перед этим можно и поесть, и выпить, и потанцевать, так как больше такой возможности не представится. Остановимся и подумаем. Знаю ли я, что делать с этой жизнью?
Раббанит Фрейди Шуб из Бней-Брака цитирует одну ставшую религиозной женщину. До того, как я узнала о Торе и заповедях, говорит та женщина, смерть была табу, запретной темой. Когда я приблизилась к иудаизму, стало возможным говорить о смерти. Это уже не черная дыра, за которой ничего нет. Это свет.
Нужно обратиться к вопросу, для чего мы вообще пришли в этот мир. Об этом пишет Рамхаль в Месилат Ешарим так: Наши благословенной памяти мудрецы учат, что человек создан только для того, чтобы наслаждаться Всевышним, светом Его. Это – истинное утонченное наслаждение, величайшее из всех, какие только могут быть. И по настоящему, место этого наслаждения – мир будущий, ведь только он создан и приспособлен для этого. Однако путь достижения этого средоточия наших желаний пролегает через наш мир.
Сказали мудрецы: наш мир подобен коридору перед миром будущим. А средства, приводящие человека к этой цели – заповеди, о которых повелел нам Милосердный, и место исполнения заповедей – только в нашем мире. Поэтому именно сюда приходит человек вначале, чтобы с помощью средств, доступных ему, смог он достичь места уготованного, то есть будущего мира, и вкусить там добро, приобретенное с помощью упомянутых средств. Сказали мудрецы: Сегодня исполнять их (заповеди), а завтра – получить за них награду.
Иными словами, мы находимся здесь с ответственным заданием. Более того, если задание будет выполнено, мы от этого только выиграем. Выполняя заповеди Всевышнего, мы тем самым готовим себе Будущий Мир.
Причем тут скромность? Дело в том, что для женщины скромность играет очень важную роль в построении ее Будущего Мира. На это есть многочисленные указания. Об этом много сказано и написано. Например, рав Элиэзер Папо, автор книг Пеле Йоэц и Хесед ЛеАлафим пишет: «От скромности зависит почти всё наказание женщины в этом и в будущем мире, а также то, удостоится ли она доли в будущем мире». Если у нас в руках находится столь сильное средство, столь важная заповедь, нужно уделить ей подобающее ее значимости внимание.
И есть еще одна важная роль скромности. Физическое тело дано нам в качестве инструмента для выполнения наших задач в материальном мире. Но внутри тела находится душа. Тело временно, а душа вечна. Тело второстепенно по отношению к душе.
Однако есть люди, не подозревающие о существовании души. Более того, есть люди, которые от факта существования души сознательно отворачиваются. Тот, для кого не существует ничего, кроме тела, выставляет его напоказ, подчеркивая свое физическое существование. Тот же, кто осознаёт, что его тело является вместилищем души, достойным образом покрывает свое тело одеждой.
На эту тему есть небольшой отрывок из беседы рава Бревда зацаль. Перевод, конечно, не сравнится с оригиналом, но попробую перевести основные идеи. Рав сказал следующее:
Представьте ситуацию. В одном офисе сидят две секретарши. День выдался очень жаркий. Одна секретарша религиозная и скромно одетая, а вторая – ничего, бедняга, не соблюдает, светская то есть, и одета в костюм Адама до грехопадения. Ну, или сразу после грехопадения, то есть в листья смоковницы, фиговые листочки. Итак, день выдался жаркий, кондиционер сломался, вентилятор никогда толком не работал и в конце концов тоже умер. Это уже не просто жарища, но еще и ужасная сырость: обе секретарши сидят и потеют. Та, которая светская, у нее нет рукавов, нет чулок или колготок, нет того, нет сего, так она как-то чем-то обмахивается и вроде жива.
Та же секретарша, которая одета в скромную одежду, у нее длинные рукава, колготки, воротник на шее, вся она потеет и плавится. Через пару часов светская спрашивает религиозную: «Слышь, ты мне скажи, ты совсем рехнулась? Это какая ж религия заставляет тебя потеть? С тебя ж просто течет. Сними ты эти рукава, проветрись маленько, кому нужны твои колготки? Совсем сумасшедшая, что ли?»
Я привел эту выдуманную историю в одном из семинаров. Передо мной сидели 1200 религиозных девушек, и я их спросил, как следовало ответить на вопрос этой нерелигиозной секретарши. Я не надеялся получить ответ. Они просто сидели и молчали, как оглушенные. Вы когда-нибудь видели, чтобы девицы молчали?! Так вот, они молчали. Со времен Хавы женщины никогда не молчат, а эти устыдились и молчали.
Тогда я сказал им следующее. Мне очень печально. Но печально не от того, что спросила та нерелигиозная женщина. Мне горестно от того, что вы не знаете, почему нужно скромно одеваться. У вас нет на это ответа. Со всеми вашими устрожениями, всеми выученными наизусть комментариями Ибн Эзра и Ор аХаим. Вы всё это знаете и учили, вместо того, чтобы научиться готовить. Но ответа на вопрос, почему надо скромно одеваться, вы не знаете. Ой вей.
И в глубине сердца я очень огорчен. Эта религиозная секретарша, она не закатает рукава, не изменит свой образ жизни, однако обращенный к ней вопрос засел у нее глубоко внутри. Кто знает, как это может повлиять на нее через несколько лет? Или как это может повлиять на ее будущих дочерей? Ее беспокоит этот вопрос, но она не знает ответа. Так же, как и вы не знаете ответа.
А я хочу, чтобы вы все знали ответ. Посмотрите в книгу Мишлей с комментариями Виленского Гаона.
Всегда там печатают предисловие Виленского Гаона к Мишлей, где Гаон обсуждает растительный, животный и говорящий миры.
У растения есть растительная душа. Что нужно растению? Питье. Дайте любому растению воду и необходимые вещества и возможность расти и цвести.
Что есть у животного? Гаон объясняет, что у животного есть свойства, схожие с растением, и в дополнение к этому есть также животная душа, которая стремится к власти над другими животными и к преобладанию над ними.
Кто это «говорящий»? Это человек. У него есть растительная душа. У него есть животная душа. Но ему также дана и духовная составляющая, то есть человеческая душа, частицы Всевышнего. Если человек пользуется своей душой при помощи Торы и заповедей, то он может возобладать над своей животной составляющей (то есть гордостью) и над своей растительной составляющей (то есть тягой к телесным наслаждениям). И в этом он – человек.
Сказано в Мишлей «В чем польза человеку от всех его трудов, которые он будет трудиться под солнцем?»
Объясняет Виленский Гаон, что солнце в данном случае обозначает душу. В чём преимущество человека над растением или животным, если все его поступки не поднимаются до уровня его человеческой души? То есть, ниже уровня человеческой души он будет иметь дело только со своей растительной и животной составляющими. А если ты не пользуешься своей человеческой душой, то ты растение! Ты животное! Ты не человек! Относительно «выше солнца», говорят наши мудрецы, если будешь пользоваться своей человеческой душой, то будет тебе польза и преимущество, ты будешь человеком!
Так что же религиозная секретарша могла бы ответить светской? Она бы могла спросить так:
– Скажи мне, для чего ты ходишь на работу?
– Мне нужны деньги.
– А для чего тебе нужны деньги?
– Ну, мне надо как-то жить, чем-то питаться.
– А зачем тебе питаться?
– Чтобы у меня были силы.
– А зачем тебе силы?
– Чтобы ходить на работу.
– А зачем же тебе работать?
– Мне нужны деньги.
– И так далее по замкнутому кругу? Это же просто кружение на одном месте! В чем твоя цель?
– Ну, я люблю вкусно поесть и попить. На выходные слетать в Эйлат, в отпуск поехать на пару недель за границу. Короче, получать удовольствие. Для чего мы находимся в этом мире, если не ради получения удовольствия?
– Ты знаешь, что Виленский Гаон говорит про тебя? Что ты – растение. Ты помидор! Помидору не нужны рукава и колготки. Я же живу со святой душой внутри меня, и душа не переносит обнаженного тела, поэтому я покрываю тело одеждой.
– Что?! О чем это ты говоришь?
– Помидоры ничего не знают о душе, так как же я смогу тебе объяснить?…
Однажды я пошел в зоопарк (продолжает рав Бревда). И было очень очень жарко. Мне показали обезьян. Одна из обезьян обратилась ко мне и сказала:
– Уважаемый господин, в такую жару Вы носите рубашку, цицит, а поверх всего этого ещё и пиджак? Вы же потеете и страдаете, зачем Вам вся эта одежда?
– Это ради моей души, – отвечал я.
– А что такое душа?
– Ты же обезьяна, как я могу объяснить тебе, что такое душа?
Ой, несчастные люди! … Никогда им не рассказали, что внутри них находится душа. Поверьте мне, они не имеют самых базовых понятий о скромности. Даже если и наденут что-то с рукавами, то рукава эти настолько подчеркнут тело, что это будет хуже, чем без рукавов. Вся мода заключается в том, чтобы подчеркнуть тело, пробудить в мужчинах их дурное начало, а женщина об этом и не знает.
Несчастные помидоры, разгуливающие по улицам… Помидоры, и нет для них другого определения. Откуда им знать, их ведь никогда не учили этому.
Так я это и сказал в том семинаре Бейт Яаков. Ученицы вернулись домой шокированные, поскольку услышали такое первый раз в жизни. Откуда мне это известно? Через несколько дней после этого я встретил на улице пару, и мужчина спросил меня, не рав ли я Бревда? Я признался, что так оно и есть. И тогда он рассказал мне, что его дочь слышала мою речь про помидоры и сказала, что полностью меняет весь свой гардероб. Ей никогда не объяснили, для чего нужна скромная одежда. Забыли сказать, что существует душа. Как без этого обучить скромности?
Вот то, что примерно сказал рав Бревда зацаль. Если уж мы живем, так давайте действительно жить, то есть использовать жизнь по назначению. Пускай помидоры будут помидорами, а мы же будем людьми.