Недельная глава Итро начинается с того, что Итро, тесть Моше рабейну, приходит в пустыню, оставив свой важный пост, чтобы присоединиться к еврейскому народу, принять гиюр.
Это один из первых гиюров, которые упоминаются… Заканчивается же глава Синайским откровением – получением Торы, и Десятью речениями.
Интересно, что причиной для такого решения Тора называет то, что Итро “услышал”… О чем же он услышал? “Пришел Итро после того, как узнал о том, что сделал Всевышний еврейскому народу”. В предыдущих главах мы много читаем о казнях… но это то, что сделал Всевышний – египтянам… а что же сделал Он еврейскому народу?
У Итро внимание направлено не на то, как Всевышний “расправляется”, а на то, как Всевышний спасает…. Он увидел не Всевышнего, который мстит и наказывает, а Всевышнего, который выбрал еврейский народ, и его спасает, и все то благо, которое Он ему дарит.
И сам он говорит об этом так: я увидел. как Б-г вас спас от фараона(1), от египтян(2), от рабства(3), от притеснения(4)… то есть, он не воспринимает это спасение, как одно глобальное действие – он видит множество составляющих, и что каждая из них заслуживает благодарности.
Уметь ценить все, что дает Всевышний, каждую частность Его блага, и благодарить за все – этому мы можем научиться у Итро.
К сожалению, нам это очень свойственно: когда нам хорошо, то просто – хорошо; когда нам плохо, то плохо подробно и с нюансами… Мы не всегда задумываемся о том, что каждая мелочь достойна того, чтобы ее ценить, что все хорошее – не само собой разумеется…
Раши говорит, Итро пришел, потому что услышал о рассечении Ям Суф. И написано “ваихад Итро” – простой смысл слова “ваихад” – восхитился. Но есть еще одно значение, которое очень трудно передать, подобрать русский аналог… Имеется в виду, что он очень испугался.
У Итро, несмотря на то, что он стал гером, есть чувство сопричастности к наказанным египтянам… Отсюда мы учим алаху, которая касается нас всех – при гере не ругают неевреев, потому что ему это будет неприятно.
Почему именно рассечение Ям Суф? Потому что именно там Итро увидел в действии правило мида кенегед мида – так же, как египтяне пытались уничтожить евреев, тем же способом были они и наказаны… это качество точного воздаяния по поступкам привело его к пониманию могущества Всевышнего.
Следующее, на чем хотелось бы остановиться – перед получением Торы о евреях написано “ваихан Исраэль” – “и остановился Израиль”, в единственном числе.
На это обращают внимание все комментаторы. Этот момент единства нашего народа – “иш эхад бе-лев эхад” – как один человек с единым сердцем – показывает, что такое единство в народе Израиля в принципе достижимо!
Об этом говорит рав Пинкус в своем комментарии – представим себе единый человеческий организм, что будет, если разные органы посмотрят друг на друга, что они “увидят”?