Мы с вами, с Б-жьей помощью, заканчиваем хумаш Берейшит. Наша недельная глава Ваехи – последняя глава в книге Берейшит. Эта глава заканчивается смертью Яакова.
Глава начинается со слов “Ваехи Яаков” – “и жил Яаков”… Интересно, что гематрия слова “ваехи” – 34. Пишет Бааль аТурим: 34=17+17. Что значит “дважды семнадцать”?
Всю свою жизнь Яаков оценивает, в каком-то смысле, по Йосефу – семнадцать первых лет, когда Йосеф был рядом с ним, и семнадцать последних лет его жизни, когда он жил в Египте, возле Йосефа… Это – жизнь Яакова. Все остальное – существование… Тора указывает нам, что Йосеф всегда был и оставался для Яакова – любимым сыном от любимой жены.
Перед смертью Яаков зовет Йосефа, чтобы он позаботился о том, что тело Яакова не останется в Египте. Почему именно Йосеф? Потому что он “власть имущий”, он в состоянии позаботиться, чтобы воля Яакова была исполнена.
“И приблизились годы жизни Израиля к смерти” – пишет Раши, что всегда, когда мы встречаем выражение “и приблизились”, это значит, что человек прожил меньше, чем его отец. Годы жизни Ицхака – 180 лет, а Яаков прожил 147. Раши пишет очень интересную вещь – “проклятье не пройдет тебе даром” – за то, что Яаков своими словами “приговорил” Рахель, с него были сняты годы жизни. За слова “ло йихъе” – “не будет жить (тот, кто взял божков Лавана)” – “йихъе” равняется 33. Не будет у тебя 33 лет…
Дальше мы сталкиваемся с интересной историей, когда Яаков первыми зовет Йосефа и его двоих сыновей – и говорит, что “эти двое будут считаться моими детьми”. Это вызывает недоумение.
Первое объяснение приводит Раши: Яаков беспокоится, что при разделе земли Израиля сыновьям Йосефа, рожденным в Египте, не достанется надел. Поэтому он “присоединяет” их к себе, засчитывает в колена Израиля – и в итоге получается, что колено Йосефа получит двойной надел! Двойной надел получает обычно первенец. Здесь мы снова встречаем косвенное указание на первенство Йосефа…
Имена Менаше и Эфраим равняются своей гематрией именам Реувен и Шимон, двум первым сыновьям Яакова. Благословляя их, Яаков перекрещивает свои руки, и кладет правую – на голову младшего сына. (т.к. от него – произойдет Йешуа бин Нун, а от Менаше – династия царей).
Чего удостоились Эфраим и Менаше?
Удивительная вещь – благословляя девочек в шаббат, мы называем имена наших праматерей, и желаем им стать такими же. Благословляя мальчиков, мы упоминаем – Эфраима и Менаше! Мы до сих пор пользуемся той брахой, которую дал им Яаков!
Почему именно они? Уникальность Йосефа, Эфраима и Менаше – это способность выжить в галуте.
Мы помним, что Йеуда уходил от братьев, но он оставался в земле Израиля, недалеко от Яакова. Йосеф находится в изоляции, оторванный ото всех, посреди Египта – и именно там рождаются его дети; выжить одному среди неевреев, среди всех испытаний – и вырастить детей в духе Торы…
Почему Яаков не хотел быть похороненным в Египте? Этому было две причины: