Как вы помните, закон (алаха) разделяет твердое/жидкое, готовое/сырое (вареное/невареное). И в зависимости от статуса продуктов, есть разные возможности для их применения. (Что можно передвинуть на плате? Насыпать шкидей марак в суп? Полить соусом или кетчупом? – все эти вопросы зависят от статуса продукта).
Первое правило – варка запрещена; и, соответственно, мы ничего не оставляем на открытом огне, только на покрытом железным блехом.
Еда, стоящая на таком покрытии, имеет статус кли ришон – еда, стоящая на огне. В такую кастрюлю (с едой или водой) я не имею право ничего класть, ни сырого, т. к. оно начнет вариться, ни вареного, – потому что это выглядит как варка.
В принципе, мы имеем право поставить на плату любое блюдо, которое только начало вариться (шиур бен дарсай).
Что такое статус еды “бен дарсай”?
Это уровень готовности продукта “наполовину приготовленный”, то есть, когда очень спешат, и не дожидаются, пока еда сварится до конца. Некоторые законоучители определяют это как “наполовину готовый”, другие говорят – готовый на две трети.
Степень готовности “бен дарсай” позволяет поставить еду довариваться – на плату. Какая проблема есть у нас с такой недоваренной едой? Во-первых, это “тосефет бишуль”.
Тосефет бишуль – это любая вещь, которая ускоряет варку.
(Например, перемешивание, передвижение по плате в более горячее место, снятие крышки и т. д.)
То есть, с такой едой запрещены все действия, которые имеют статус “тосефет бишуль”.
Конкретные примеры, часто происходящие в нашей жизни, к чему относится опасность доваривания, варка после жарки и выпечки, а также все условия для возвращения кастрюли на огонь
– в аудио
Примечание: на 53-ей минуте рабанит говорит про сорок минут от зажигания свечей до начала Шаббата, во время которых еда на плате варится еще не в Шаббат – этот промежуток времени относится к жителям Иерусалима.